Откуда едут овощи и фрукты?

Иркутские инспекторы проверяют качество продуктов

С 26 мая Федеральная служба Россельхознадзора по Иркутской области и УОБАО проводила месячник по контролю за ввозом ранних овощей и фруктов на территории области. Сотрудники проверяли у водителей сопроводительные документы, главным из которых является карантинный сертификат. Результаты проверки оказались даже для специалистов неожиданными: из каждых 10 проверенных машин в 9 были выявлены нарушения. Многие водители просто отказывались предъявлять документы, объясняя это тем, что они сами не из Иркутской области и такие проверки по отношению к ним неправомерны.

Машины прибывают по ночам и рано утром

Один из постов, где дежурили сотрудники Россельхознадзора, располагается возле города Слюдянки, на посту ГАИ. Пока проверяющие знакомятся с сопроводительными документами, милиция работает по своей части. Сергей Грохотов, государственный инспектор Слюдянского межрайонного отдела Россельхознадзора по Иркутской области и УОБО, сообщил, что проверка проводилась с 26 мая по 30 июня.

— Самое главное, что должно присутствовать у водителя, который везет продукцию, — это карантинный сертификат. Мы уже проверяем его подлинность, маршрут следования, вес товара, наличие автотранспорта, на который он выдан, — поясняет Сергей Викторович.

Как отмечают сотрудники, в первые десять дней проверки нарушения были в 9 из 10 проверенных машин: неточный маршрут следования, номера автотранспорта были не те, на которых везли продукцию, и вместо карантинного сертификата — акты фитосанитарного карантинного сертификата. Это тоже нарушение.

В течение месяца специалисты проверили более 900 машин, многие из которых проходили контроль по нескольку раз. Чаще всего автотранспорт прибывает рано утром, в 5—6 часов, поздно вечером и по ночам.

Белая ржавчина хризантем и картофельная нематода

Как отметил инспектор Слюдянского межрайонного отдела Россельхознадзора, товар, в перевозке которого были выявлены нарушения, проходил исследования, в результате которых удалось выявить и опасных вредителей овощей и фруктов. Так, в ввозимой сливе оказалась калифорнийская щитовка, в перце — табачная белокрылка, а в персиках тутовая щитовка. Также среди завезенных оказались белая ржавчина хризантем и золотистая картофельная нематода. Кроме фруктов и овощей инспекторы контролируют и провоз животных, а именно проверяют ветеринарное свидетельство.

— У нас был случай, когда двое жителей Слюдянки провозили из Тункинского района Республики Бурятия крупнорогатый скот, 6 голов. На руках у них были только справки от прежних хозяев, где было указано, что скот не краденый. И больше никаких документов. Везли их для собственного содержания. Мы отправили животных на 30-дневный карантин в Слюдянку. Причем перевезти поголовье пытались обманным путем. Когда их остановили в Бурятии, они объяснили, что животные будут содержаться только на территории Тункинского района.

Водители к проверке готовы

Водители к такой процедуре уже привыкли, поэтому, выходя из машины, сразу брали с собой необходимые документы. Каждый раз сопроводительные документы копируются и поступают в базу данных. Виктор Лебедев везет китайские яблоки. С процедурой проверки он уже знаком, поэтому безропотно исполняет все предписания.

— Я уже 5 раз проезжаю через пост. Документы одни и те же, но каждый раз проверяют, поэтому и документы готовлю заранее — знаю, что будут смотреть. В принципе, зачем проверяют, не понимаю, везде спрашивают одно и то же, — пожимает плечами мужчина.

Другой водитель оказался более расположенным к инспекторам.

— Надо — значит, надо. У всех своя работа. На границе меня 10 раз спрашивали то же самое, брали на анализ товар, — говорит Александр Бородков. Он везет из Читы капусту и морковь. На этом посту успел побывать уже три раза, из машины выходит сразу с документами.

— В основном продукция из Китая. Иногда из Аргентины, Марокко, Эквадора, Нидерландов, Узбекистана. Мелкий опт тоже проверяем, только в этих случаях спрашиваем акт о состоянии фитосанитарного карантинного контроля. Многие первое время товар возили по накладным, сейчас почти перестали, — говорит Сергей Грохотов.

«Не имеете права, мы из другого региона»

По словам сотрудников Россельхознадзора, не всегда водители шли им навстречу. В первое время многие отказывались показывать документы, возмущались, утверждая, что задерживают их неправомерно.

— Говорили, что мы не имеем права их проверять, поскольку они из других регионов и наши проверки к ним не должны быть применимы. Особенно были возмущены водители из Новосибирска и Красноярска. Приходилось прибегать к помощи сотрудников ГИБДД.

При выявлении нарушений с ними проводили разъяснительную беседу, брали объяснительные и др. Сейчас водители относятся к инспекции более доброжелательно: при встрече улыбаются, сразу говорят, какие документы присутствуют, подают, а иногда и сами пытаются учить, как правильно составить документы.

— Когда мы разговариваем с водителями, некоторые нам даже рассказывают, что груз часто не довозится до места назначения, а перегружается в другой автотранспорт и следует на запад, в европейскую часть, без документов или по подложным, — говорят сотрудники Россельхознадзора.

По примеру иркутской службы Россельхознадзора подобные посты были также установлены в Чите и Республике Бурятия.

Метки:
baikalpress_id:  22 258
Загрузка...