Восточный форпост Иркутска

Станция Андриановская является первой станцией Иркутского отделения ВСЖД

Станция Андриановская совсем небольшая, ее протяженность всего пара километров, что по железнодорожным меркам очень немного. Однако она не менее значима для всей железнодорожной магистрали, чем другие станции, от мала до велика. Более того, именно Андриановская является первой станцией Иркутского отделения ВСЖД. Далее на восток - зона ответственности Улан-Удэнского отделения ВСЖД. Неудивительно поэтому, что к Андриановской особое внимание. Здесь постоянно совершенствуется техника, поступает новое оборудование, и все новшества проходят первое испытание именно на этой станции.

В честь начальника участка

Станция Андриановская маленькая, но очень уютная и чистая. Переходные дорожки для пассажиров покрашены в ярко-синий цвет, разбиты клумбы с цветами, до блеска вычищен перрон. Вокзала как такового нет, поскольку в деревушке, расположенной на станции, проживает всего около сотни человек.

Останавливаются здесь только пригородные электрички да поезд Иркутск - Наушки. Летом за счет ягодников Андриановская становится более многолюдной. Местность, в которой расположена станция, необычайно красивая. Частенько сюда заглядывают туристы.

История станции невелика. По сравнению со многими другими она считается молодой. По словам сотрудников станции, образовалась она в 1952 году, уже после строительства железной дороги. Начальником участка от станции Большой Луг до Слюдянки был в то время Андрей Андрианов. В честь него и была названа станция.

Первое время здесь жили только железнодорожники. Затем, после строительства ГЭС, когда под затопление попало несколько деревень, расположенных неподалеку, их жители стали подтягиваться сюда. Образовавшаяся деревенька носила официальное название - станция Андриановская. Все дома и учреждения были построены руками работников железной дороги. На станции имелись школа, клуб, детский сад, была организована и большая волейбольная площадка.

Поскольку работать было особо негде, все стремились на железную дорогу - работа там считалась самой престижной и перспективной. Всех, кто устраивался туда работать, называли везунчиками. Правда, работа была тяжелая и не все могли с ней справиться. Однако рабочих рук всегда хватало.

В период перестройки деревушка стала приходить в упадок. Многие стали разъезжаться. Дома оставались пустыми и заброшенными. Люди даже не пытались их продавать, поскольку понимали, что никто сюда не поедет. Только сотрудники железной дороги оставались жить на станции со своими семьями, поскольку хорошей, стабильной работой они были обеспечены.

Толкачи

Сейчас пенсионеров - тружеников железной дороги - осталось совсем немного, всего два человека. На станции в основном работают приезжие специалисты, своих кадров здесь нет.

- Штат у нас совсем небольшой, 10 человек, станция ведь маленькая. Пост ЭЦ, подстанция ЭЧК, путейцы, - перечисляет Галина Бондаренко, заместитель начальника станции. - У каждого своя работа и свои обязанности.

По словам Галины Васильевны, несмотря на то что станция небольшая, работа здесь объемная, тяжелая. Андриановская находится на перевале, на высоте 880 метров над уровнем моря, поэтому все поезда сюда поднимаются при помощи толкачей. Здесь их расцепляют, и дальше они следуют самостоятельно. В день три раза через станцию проходят рельсосмазывательные электровозы, постоянно проводятся маневровые работы.

- У нас первая станция Иркутского отделения Восточно-Сибирской железной дороги, поэтому к ней особое внимание, - говорит Владимир Хадариска, старший осмотрщик вагонов. - Все новшества сюда идут, периодически проводится переоснащение. Даже в самые застойные времена здесь всегда все совершенствовалось, обновлялось. И такая работа проходит постоянно.

Совсем недавно провели ремонт поста электрической централизации, откуда дежурный по станции следит за прибывающими и уходящими поездами, проводит их прием, осмотр и, если необходимо, обработку, осуществляет переговоры с машинистами.

- Работа у нас очень ответственная, серьезная. Мы отвечаем за безопасность людей, выявляем неисправности в поездах. Недавно нам установили новую технику для контроля технического осмотра поездов, теперь мы можем сразу установить неполадки и сообщить о них. Также даем указания машинистам, когда следует отцеплять толкачи, - говорит Римма Чупина, дежурная по станции. - У нас нет второстепенной работы. Все здесь главное, за все отвечаем.

Летние окна

Основная работа у сотрудников станции начинается в летнее время, когда идет ремонт железнодорожного полотна. В это время на магистрали образуются так называемые окна - перерывы в движении.

- Сложности появляются большие, так как окна бывают по 6-12 часов, и в это время необходимо особенно тщательно следить за направлением поезда, вовремя их перемещать, - говорит заместитель начальника станции.

На станции работают только профессионалы. А поскольку и коллектив небольшой, здесь работают особенно дружно и сплоченно. "Нам делить нечего", - смеются сотрудники. Все специалисты приезжие: из Ангасолки, Рассохи и Слюдянки. Своих кадров на Андриановской нет, молодежь стремится уехать в город.

Один раз в месяц у железнодорожников проходят технические занятия: изучают инструкции, обсуждают случаи травматизма на станциях и др.

- У нас станция спокойная, все проходит в обычном режиме, - говорит Галина Бондаренко.

Медведи на путях

Как вспоминают работники станции, два года назад здесь частенько проезжали туристы. Иностранцы нанимали паровозы, которые возили их из Иркутска на Кругобайкальскую железную дорогу. Паровозики были ярко раскрашены и так сильно гудели, что их слышали по всей округе.

В прошлом году на станции побывал и первый вице-президент ОАО "РЖД" Вадим Морозов. В ходе рабочей поездки по ВСЖД он осмотрел горно-перевальный участок Транссиба от станции Иркутск-Пассажирский до Андриановской.

Единственными вредителями станции являются дикие животные, которые периодически выбегают на железнодорожные пути из леса.

- Раньше мы частенько выгоняли с путей лосей и медведей. Реже были волки. Два года назад медвежонок убежал от медведицы и залез на дерево. Она его потеряла и выбежала к нам на станцию его искать. Лисы тоже выбегают. Но они особого вреда не приносят. В этом году еще никого не было, - говорят железнодорожники.

Профессионалы с большим опытом

Среди тех, кто долгое время проработал на станции Андриановской, Тамара Лаптева. Вместе с мужем они в общей сложности отдали железной дороге 90 лет жизни. Тамара Егоровна проработала 40 лет. Ее муж в свое время был начальником станции. Год назад его не стало. Несмотря на то что дети постоянно зовут бабушку в город, уезжать она отказывается - свой дом милее.

- Я окончила Удан-Удэнский железнодорожный техникум и сразу с мужем переехала сюда. Он тоже окончил железнодорожное училище. Всю станцию здесь наладил. Когда мы приехали, здесь толком никого не было, все с 6-7-летним образованием. Трудились плохо, всему приходилось учить. Я работала дежурной по станции, а затем уже стала билетным кассиром, - вспоминает Тамара Егоровна. - Тяжело было. Помню, уходила на 12-часовую смену и домой обратно еду приносила, что с собой брала. Некогда поесть даже было. Одни женщины у нас на станции работали.

Как отметила заслуженный железнодорожник, криминальная обстановка в то время была очень тяжелой. Часто приходилось бежать на работу и в час, и в два ночи после смены - кто-нибудь выпадал из поезда. Не раз Тамара Лаптева спасала жизнь людям, отправляла их в больницу, оказывала первую помощь.

- Дико как-то раньше было. Сколько пьяных из поездов выпадало... Сейчас уже такого нет - дисциплина.

В прошлом году железнодорожники поменяли Тамаре Егоровне забор - старый совсем обветшал.

По словам Галины Бондаренко, она на станции работает уже 11 лет, работа ей нравится.

- У нас все здесь трудятся по многу лет, - подводит она итог. - Все профессионалы с большим стажем. Из молодых только одна девушка. Конечно, работы много, на месте не сидим, но нам нравится, иначе мы не можем.

Метки:
baikalpress_id:  22 243