Семейный театр хранит традиции предков

Супруги Дмитриевы пропагандируют народную казачью культуру

Умение найти и реализовать себя не только в семье и профессии, но и в увлечении, в хобби, воплотить в жизнь мечту - очень важно для любого человека. Незамысловатая формула бытия "дом - работа - дом" - раздражающе скучна и обыденна, и потому люди в свободное время пишут песни, плетут из бисера, словом, придают жизни яркие краски, делают ее более осмысленной. Иркутская семья Дмитриевых все свое свободное время проводит в студии - здесь Владимир и Наталья, их дети Евгения, Ксения и Андрей, а также коллеги по увлечению разучивают и поют старые казачьи песни, шьют наряды, изучают историю российского казачества, словом, всячески стараются сохранить старинные традиции - традиции своих предков.

К созданию ансамбля подтолкнул Николай Меринов

Корни иркутянки Натальи Дмитриевой восходят к знаменитым донским казакам, ее родственники и сейчас живут в станицах Мельниковской и Глубокой, где снимался знаменитый фильм Сергея Герасимова "Тихий Дон".

- Моя бабушка Фекла родом оттуда, и все детство она пела мне старые казачьи песни, так что этот фольклор я впитала, как говорится, с младых ногтей, - улыбается Наталья. - После войны бабушка осталась в Сибири, но не забывала своих корней и всячески старалась сохранить в нашем доме культуру своих предков. Она научила нас стряпать пироги - рыбник, а также сладкий с ягодами, а сверху покрытый сметаной. Баба Феня говорила, что это традиционные свадебные блюда.

У мужа Натальи, Владимира Дмитриева, в роду тоже были казаки, и любовь, близость двух молодых людей породили не только новую семью, но и целый коллектив - семейно-фольклорный театр "Оберег". Руководителем ансамбля стала Наталья, ведь за ее плечами отделение хорового дирижирования Иркутского училища искусств. Сейчас она занимается художественной самодеятельностью с курсантами авиационно-технического колледжа, а в свободное от работы время руководит ансамблем.

Владимир Дмитриев по профессии энергетик, но он не мыслит своей жизни без музыки и после окончания рабочего дня с нетерпением спешит в студию - на репетицию. Кроме супругов Дмитриевых и их детей, которые практически выросли в студии, костяк ансамбля составляют молодожены Анна Бизимова и Владимир Мешков, Елена Мартыненко с дочерью Антониной, а всего в ансамбле 16 человек.

- К созданию такого аутентичного ансамбля нас подтолкнул Николай Меринов, бывший атаман Иркутского казачьего войска. Это очень увлеченный человек, для него важно восстанавливать и сохранять казачьи традиции. Мы не относимся ни к какому воинскому подразделению, не носим погоны, наша цель - творчество, возвращение к истокам.

Костюмы шьются только из натуральных тканей

Основные источники информации для членов ансамбля - историческая литература, библиотеки, Интернет. И если пять лет назад с информацией было ну очень туго, то сейчас немного полегче. В основном "Оберег" исполняет фольклор казаков-переселенцев Красноярского края, а также старые донские песни. Часть песен исполняется под баян, часть а капелла, иногда используются балалайки и свистульки. В дальнейших творческих планах ансамбля - освоение других музыкальных инструментов.

Большое значение участники коллектива придают нарядам, ведь казаков всегда отличали индивидуальность, нарядность, яркость одежды.

- Костюмы мы шьем сами, стараемся максимально сохранить историческую достоверность. Мужчины у нас носят рубахи, штаны с лампасами, фуражки, ремни. Фуражкам придается большое значение, существует даже пословица, мол, казак может продать все, кроме шашки, шапки и коня. Иногда ремни мы заменяем на кушаки, они играют особую магическую роль, несут смысловую нагрузку. Солисткам мы шьем не платья, а парочки, это более сибирский вариант одежды. Хотя, судя по историческим справкам, в XVII-XVIII веках казачки носили и шаровары, и кафтаны. Но мы остановились на более женственном варианте - приталенных кофточках и юбках. В выборе тканей мы тоже стараемся быть исторически достоверными - казаки шили из атласа, габардина, сатина, ситца, льна, никакой синтетики.

В планах "Оберега" - заказать настоящие боевые шашки и форменную одежду для мужчин с желтыми лампасами. В августе ансамбль отправляется в Краснодар, на фестиваль традиционной казачьей культуры. Ну а в следующем году фестиваль казачьих традиций Дмитриевы мечтают провести на иркутской земле. Он будет носить звонкое название "Казачьему роду нет переводу", и члены ансамбля "Оберег" приглашают принять в нем участие всех, кто имеет казачьи корни и кому дорога эта старинная, интересная, самобытная культура.

Кроме того, за плечами "Оберега" выступления на казачьем фестивале в Красноярском крае, в Бурятии на фестивале народной культуры "Чайный путь". Редкие городские мероприятия обходятся без "Оберега", также ансамбль - частый гость в историко-этнографическом музее под открытым небом "Тальцы".

Свадебные обряды очень популярны у иркутян

В студии участники ансамбля проводят все свое свободное время, а это почти все будние вечера. В выходные обычно приходится работать - выступать на различных мероприятиях.

- Такой интенсивный график жизни для нас норма, - говорят супруги Дмитриевы. - Ансамбль - это не работа, это отдых для нас. Бывает, мучаешься днем от головной боли, приходишь сюда, попоешь, потанцуешь - и все проходит. Дети наши тоже все время с нами, младшая на гастроли начала ездить аж с девяти месяцев. И, вы знаете, радует, что молодежь начала тянуться к народной культуре, к истокам, в молодых просыпается патриотизм. У детей, подростков, занятых интересным делом, творчеством, не остается времени на глупости.

Большим дружным коллективом "Оберег" отмечает и праздники - дни рождения членов ансамбля, а также традиционные православные праздники - Рождество, Пасху, Троицу, День Ивана Купала. Кроме того, "Оберег" проводит свадьбы по исконным сибирским и казачьим традициям.

- Мы полностью совершаем свадебный обряд - с выкупом и благословением. Невеста у нас обязательно плачет - по поверью, тогда она не будет плакать в семейной жизни. Также мы совершаем магический обход свадебного поезда с заговорами на добрую дорогу. А вот от традиционного рыбного пирога пришлось отказаться - мы заменили его на каравай. Согласно обряду, двое вкушают пирог и как бы делят свою семейную долю пополам. Раньше еще был обычай заезжать на кладбище и просить благословения брака у умерших. Сейчас молодые просто заходят в часовню, где ставят свечи за упокой ушедших и за здравие живущих.

Желающих пожениться таким оригинальным образом множество, нынешнее лето у ансамбля, например, уже все расписано. Люди устали от обыденности и желают одно из главных событий жизни превратить в настоящий, незабываемый, яркий праздник. Часто даже регистрация проходит не во Дворце бракосочетания, а на выезде, например на природе, в тех же "Тальцах".

- С этого года мы также начнем проводить свадебные пиры с использованием старых казачьих обрядов. От некоторых жестоких патриархальных обычаев, например когда невеста должна была мыть ноги жениха и потом пить эту воду, мы, конечно, откажемся. Но в целом мы хотим возродить старые обряды - окручивание, когда жениху и невесте скручивают руки, испивание меда из одной чаши - чтобы жизнь была такой же сладкой. Надо отметить, что эти обряды, проведенные с чистым сердцем, искренне, всегда работают, выполняют свое магическое, волшебное назначение.

Метки:
baikalpress_id:  22 214
Загрузка...