Новый аэропорт можно строить только под Усть-Ордой?

Площадка под строительство современного авиаузла до сих пор не выбрана

В конце лихих 90-х газета «СМ Номер один» писала: «Иркутский аэропорт закроют в 2008 году». В то время перспективы строительства в Приангарье нового авиаузла были очевидны — о переносе аэропорта за черту города говорили много лет, но после авиакатастрофы, произошедшей 3 января 1994 года в районе поселка Мамоны и унесшей 124 жизни, этот вопрос считался практически решенным. Кроме того, в то время появились инвесторы, готовые финансировать строительство аэропорта для совершения кросс-полярных перелетов из США и Канады в Азию. У нового аэропорта уже было название — «Байкал», были генеральный директор и канадский архитектор, готовый спроектировать современный хаб. Однако Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, на территории которого планировалось строительство, не нашел денег даже на технико-экономическое обоснование проекта. Если бы область и округ объединились в то время или не расставались вообще, все могло бы получиться.

Распоряжение Черномырдина до сих пор не выполнено

Когда в Иркутске был построен аэропорт, все понимали: это временно. Перенести взлетно-посадочные полосы подальше от города предполагалось лет через 15—20, но решение вопроса затянулось, а во время перестройки и вовсе застопорилось.

Тем не менее после авикатастрофы 1994 года закрывать глаза на проблему близости аэропорта к городу было уже нельзя, начался активный поиск площадок под строительство нового авиаузла, и среди десятка более-менее приемлемых мест наиболее удачными, как и ранее, были признаны четыре — Поздняково (возле Хомутово, 30 километров от Иркутска), падь Ключевая под Ангарском, поле в десяти километрах от Усть-Орды и военный аэродром «Белая».

Сергей Босхолов, депутат Законодательного собрания Иркутской области, в то время являлся депутатом Госдумы и вплотную занимался проблемой строительства нового аэропорта. За пару лет он смог доказать, что наиболее подходящим для строительства местом является площадка под Усть-Ордой. Ее согласовало и Минобороны, и другие министерства и ведомства, а в 1996 году председатель правительства Виктор Черномырдин в ответ на обращение Босхолова распорядился начать разработку технико-экономического обоснования строительства аэропорта «Байкал».

В Усть-Орде тогда была создана дирекция по строительству, а генеральным директором международного аэропорта «Байкал» стал Андрей Скулин (сейчас он работает в Министерстве транспорта РФ).

Идеологи проекта сделали множество расчетов. В частности, предполагалось, что через «Байкал» будет совершаться до 80 тысяч парных кросс-полярных рейсов в год. И Босхолов даже успел застолбить первенство России на трансполярку, совершив полет по маршруту Москва — Красноярск — Нью-Йорк — Торонто и обратно за три дня до кросс-полярного перелета Нью-Йорк — Гонконг самолетом «Боинг-747», на борту которого находились представители ведущих авиакомпаний мира.

На борту же самолета «Макдональд Дуглас», бесплатно предоставленного авиакомпанией «Трансаэро», через полюс перелетели Сергей Босхолов, красноярский губернатор тех лет Александр Лебедь, мэр Красноярска Пимашков, иркутские бизнесмены. Борис Говорин (губернатор Иркутской области в то время) с Валерием Малеевым (тогда глава УОБАО, а ныне депутат Госдумы) лететь отказались. А аэропорт под Усть-Ордой так и не появился, в том числе и по причине разногласий между Говориным и Малеевым. Руководители субъектов не могли поделить предполагаемые налоговые поступления, да и вообще не находили, можно сказать, никакого взаимопонимания. Как бы то ни было, в УОБАО тогда денег не нашлось даже на создание ТЭО, а ждать денег от Федерации в 90-е годы было бессмысленно.

Между тем Сергей Босхолов и сейчас уверен, что лучшей площадки, чем под Усть-Ордой, для строительства нового аэропорта не найти.

— Это 56-й километр Якутского тракта, 10 километров от поселка Усть-Ордынского, огромное поле, примерно 10 квадратных километров, никаких лесов, вообще ни деревца, рельеф ровный, можно строить сколько угодно полос, хоть целых 20, — говорит Сергей Семенович. — К тому же там никогда не бывает туманов, безопасность полетов полностью соблюдается, вблизи нет никаких населенных пунктов.

Хуже Поздняково площадки нет

Что касается пади Ключевой под Ангарском, где предполагалось строительство нового аэропорта во времена губернаторства Александра Тишанина, то эта площадка уже даже не обсуждается.

— Я предупреждал Тишанина и его первого заместителя Параничева о том, что падь Ключевую не утвердят. Там находится зона тренировочных полетов Иркутского авиазавода, предприятие развивается, строит все больше самолетов. Где же они должны проводить испытания? Кроме того, поблизости создан Международный центр по обогащению урана. Да и вообще, если бы Тишанину удалось реализовать фантастический проект агломерации городов, то аэропорт оказался бы в центре мегаполиса. То есть вновь встал бы вопрос о его переносе, — уверен Сергей Босхолов.

По мнению депутата ЗС, единственным плюсом пади Ключевой является ее близость к Ангарску и Иркутску. Однако, когда Босхолов предлагал площадку в Усть-Орде, вопрос расстояний тоже рассматривался и был решен.

— За Ангарском предполагалось построить мост через Ангару и приблизить таким образом Усть-Орду и к Ангарску, и к Усолью, — говорит парламентарий. — То есть аэропорт бы находился примерно в 50 километрах от всех этих населенных пунктов. Кроме того, мост бы решил и другие задачи, например по разгрузке действующих магистралей.

Если в пади Ключевой Сергей Босхолов нашел хоть один небольшой, но плюс, то о площадке в Поздняково депутат вообще предлагает даже не думать — по его мнению, она худшая из всех. Даже аэродром «Белая» привлекательнее Поздняково стократ, хотя, чтобы его использовать, необходимо передислоцировать воинскую часть, да и далековат поселок Средний от Иркутска — 80 километров.

— Поздняково рассматривали и в 90-х, но эту площадку не согласовало Минобороны. Во-первых, рядом ракетные части, кросс-полярные перелеты совершать нельзя. Передислоцировать части — это огромные деньги. Плюс ко всему там очень сложный рельеф местности, — делится своими мыслями Сергей Семенович.

Депутат уверен: рассматривать в качестве площадки под строительство аэропорта Поздняково — пустая трата времени, все равно придется возвращаться к Усть-Орде и к аэропорту международного класса, у которого уже есть название — «Байкал».

***

Как сообщили «СМ Номер один» в пресс-службе Росавиации, площадка под строительство нового аэропорта в Иркутской области не определена, рассматривается несколько вариантов, идут согласования с военными.

Метки:
baikalpress_id:  9 597