Я буду долго гнать велосипед

Секреты выбора двухколесного коня

Сегодня разнообразие велосипедов будоражит воображение. Тем более если со времен «Школьника» и «Камы» с велосипедами вплотную вы не встречались. Горные, шоссейные, городские. Велосипеды для триала и фристайла, туризма и езды по пересеченной местности. В общем и целом все велосипеды можно разделить на специализированные, то есть предназначенные для конкретной дисциплины, и велосипеды широкого профиля. Первые, как правило, покупают те, кто хорошо в них разбирается и твердо знает, чего хочет. Вторая группа ориентирована на большинство.

Вам куда — в лес или в центр города?

— При выборе велосипеда прежде всего нужно исходить из реальных потребностей и возможностей, — рассказывает Павел, ведущий продавец-консультант одного из спортивных магазинов Иркутска. — Определитесь, вам нужны длинные дистанции по проселочным дорогам или речь идет о покорении городских улиц и мостовых. Отсюда и требования. Часто главным показателем покупатели считают количество скоростей. Но, например, гораздо важнее, чтобы силовые узлы, то есть то, на чем вращаются колеса, шатуны и так далее, были защищены от пыли, грязи и воды. В противном случае, невзирая на множество скоростей, ваш велосипед рискует встать, не прослужив и года.

Качество рамы — еще один немаловажный вопрос. Велосипед — это своего рода конструктор, в котором участвует более 50 составляющих. Рама — основной, несущий элемент. Все остальное — навесное оборудование, и при желании его постоянно можно улучшать. Но в случае если рама примитивна, ни о каком улучшении и речи быть не может. Рама просто не позволит этого сделать.

От уровня и качества велосипеда напрямую зависит и его цена. Чем больше у велосипеда плюсов, тем выше его стоимость. Не последнюю роль играет фирма и страна-изготовитель. Планка, до которой может дорасти стоимость суперсовременного велосипеда, очень и очень высока. Скажу только, что за такие деньги впору купить ну если не отличную иномарку, то уж поддержанный, но вполне приличный автомобиль марки «Жигули». Запросто. В среднем же хорошие велосипеды стоят от 7—8 тысяч и выше. Впрочем, на стихийных рынках вы с легкостью можете приобрести похожий велосипед вполовину дешевле. Однако не спешите поддаваться соблазну. Есть производители, которые в ущерб качеству собирают велосипед из комплектующих весьма сомнительного производства. Такой товар недолговечен и небезопасен в эксплуатации.

— В соответствии с эталоном качества все комплектующие должны отвечать определенным требованиям. Если же к нам в сервисный центр приходит человек, чей велосипед от стандарта отличается, мы при всем своем желании помочь ему не можем, — говорит ведущий продавец-консультант одного из спортивных магазинов Иркутска. — И обладателю такой чудо-техники мы можем посоветовать одно: купить новый, качественный велосипед.

И еще один немаловажный вопрос. Приобретая велосипед, не забывайте о снаряжении. Шлем, габаритные фонари и фары — это те аксессуары безопасности, на которых не стоит экономить. И хотя правилами дорожного движения наличие у велосипедиста шлема не регламентируется, понятно, что присутствие оного на голове не помешает. Цена шлема может колебаться от тысячи до трех — в зависимости от того, насколько он продуман в плане вентиляции и оснащен ли габаритными огнями.

Знайте правила

Вы купили велосипед и готовы к покорению городских мостовых. Если так, то знайте: велосипедист — полноправный участник дорожного движения. А потому, выезжая на оживленные улицы города, вы как минимум должны понимать значения знаков и сигналов светофора, свободно ориентироваться в потоке транспорта и знать хотя бы тот спектр правил, который напрямую касается двухколесного транспорта.

Но вместе с тем будьте готовы: мало кто считает велосипедистов полноправными участниками дорожного движения. Двухколесный транспорт на городских магистралях выступает скорее в роли случайного заезжего. Ситуации, когда водители машин притесняют, подрезают или попросту не замечают велосипедиста, случаются сплошь и рядом. А вот о том, чтобы пропустили или уступили, говорить не приходится.

— Проблема прежде всего в том, что велосипедисты сами себя участниками движения не считают, — делится мнением Вячеслав, водитель с десятилетним стажем. — Как удобно, так и ездят. Когда горит красный, не останавливаются. Зачем? Они ведь не машины. Зато когда горит зеленый, едут на правах автотранспорта. И никогда не подают сигналы рукой.

А между тем правила дорожного движения гласят: при движении в общем потоке велосипедист обязан подать сигнал рукой и указать направление своего движения. Есть и еще ряд правил, несоблюдение которых может повлечь за собой большие неприятности.

— Двигаться двухколесный транспорт должен по крайней правой полосе, причем держаться как можно правее. Движение по обочине допускается, но только в случае, если это не создает помех пешеходам, — рассказывает Александр Барташов, сотрудник пресс-службы управления ГИБДД по Иркутской области. — Нельзя разворачиваться на проезжей части с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы в данном направлении.

В целом же, как рассказали нам в пресс-службе управления ГИБДД по Иркутской области, участниками дорожно-транспортных аварий велосипедисты становятся нечасто. Однако рост подобных происшествий налицо. Если в 2007 г. официально отмечен лишь один такой случай, то в нынешнем году, несмотря на то что лето только началось, происшествий с участием двухколесного транспорта зафиксировано уже пять.

— Прежде всего это связано с увеличением количества велосипедистов и, что немаловажно, с популярностью такого вида транспорта, как скутер, — поясняет Александр Барташов. — По техническим характеристикам под категорию мотоцикла мопед не подпадает, а значит, и водительского удостоверения не требуется.

Потому-то за руль мопедов частенько садятся дети. И тут самое время напомнить: согласно правилам дорожного движения, на проезжую часть запрещается выезжать на велосипеде детям до 14 лет, на мопеде — до 16.

Малоизвестные факты о первых иркутских велосипедистах

Первые велосипеды появились на улицах Иркутска еще в начале 90-х годов XIX века. Несмотря на то что рядовые горожане глядели на чудо-технику с опаской, а лошади в страхе шарахались в сторону, обладателей стальных коней становилось все больше и больше. А вместе с тем учащались и случаи наездов на пешеходов. Общественность конца XIX века стерпеть такого не могла, и вскоре губернатор запретил велосипедистам кататься по городу. Но дабы вовсе не пресечь новшество, в парке железнодорожников на Кайской горе любителям велотранспорта выделили небольшую поляну, в 13 десятин. Так в нашем городе появился циклодром.

Это был первый спортивный центр в Иркутске, с беговыми дорожками, площадками для игры в городки, крокет, кегли и даже для катания на детских велосипедах (сейчас там находится стадион «Локомотив». — Прим. авт.). В 1894 году на циклодроме состоялись первые в Иркутске призовые гонки. А еще через год в городе прошли первые международные состязания.

Иркутянин Решетников (по некоторым документам — Лешетников) соревновался с велогонщиком из Польши. Продолжительность гонки составляла 5 часов. По городу поползли слухи о том, что велосипедисты непременно обессилят и упадут. Город отрядил трех медицинских светил, чтобы они, если что, зафиксировали смерть отважных спортсменов. Однако все кончилось благополучно. Как рассказывает писатель-историк Иван Козлов, когда Решетников обошел соперника, публика кричала вне себя от радости.

Восторг по случаю победы был столь велик, что губернатор вновь разрешил велосипедистам ездить по городу. Но с условием: велосипеды, как и извозчики, обязательно должны иметь номера, а также громкие грушевые гудки и фонарь для езды в темное время суток.

Справка «СМ Номер один»

В 1800 году крепостной мастеровой из Пермской губернии Ефим Артамонов соорудил первый в мире велосипед. Цельнометаллический, он весил 40 килограммов, а его переднее колесо было в два раза больше заднего. Однако это не помешало изобретателю преодолеть на своем велосипеде полторы тысячи километров и добраться до самой Москвы. Но патента крепостному не дали, зато он получил свободу. Потому официально автором изобретения под названием «велосипед» числится немец по имени Карл фон Драйс, который построил свое деревянное двухколесное детище только через 14 лет, в 1814 году.

Память

В Иркутске на набережной Ангары в память земляка, почетного мастера спорта Советского Союза Анатолия Ощерина каждое лето проходит массовая велогонка. Ежегодно в ней принимает участие больше сотни профессиональных спортсменов и велосипедистов-любителей.

Метки:
baikalpress_id:  22 178