«Серый дом» ожидает полная перезагрузка

После выборов в Законодательное собрание и утверждения губернатора все областные чиновники должны будут сложить свои полномочия

Впервые в Иркутской области выборы в Законодательное собрание будут проведены временной избирательной комиссией и на основании положения, утвержденного указом президента. В новом субъекте Федерации, образованном путем объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, пока нет органов госвласти, и выборы будут осуществляться на основании федерального конституционного закона. В частности, согласно закону вновь образованный орган в официальных документах будет называться «Законодательное Собрание Иркутской области» — по аналогии с Государственной Думой. В настоящее время слово «собрание» в названии органа пишется с маленькой буквы. Об особенностях предстоящей избирательной кампании «СМ Номер один» рассказал председатель избирательной комиссии Иркутской области и председатель временной избирательной комиссии Виктор Игнатенко.

Избирательная кампания политически стартовала, а юридически — нет

Временная избирательная комиссия была создана ЦИК РФ, и ее главой избрали Виктора Игнатенко, который стал дважды председателем. Состав временной комиссии на 80 процентов повторяет список членов постоянно действующего облизбиркома, однако ВИК имеет особый статус: она является временным федеральным органом, назначает выборы, утверждает схему избирательных округов, то есть полнолмочий у ВИК гораздо больше, чем у избиркома субъекта Федерации.

С образованием ВИК был дан политический старт избирательной кампании — региональные отделения различных партий начали активно интересоваться особенностями предстоящих выборов, проводить консультации. Однако с юридической точки зрения избирательная кампания стартует только в середине июля.

Сначала временная избирательная комиссия Иркутской области примет решение о назначении выборов в Законодательное собрание, и это произойдет в период с 3 по 13 июля. Принятое решение должно быть опубликовано в течение пяти дней, а дата официальной публикации как раз и будет знаменовать начало избирательной кампании.

С момента старта самовыдвиженцы и политические партии могут предлагать свои кандидатуры в Законодательное собрание Иркутской области в течение 30 дней. Кандидат может заниматься агитацией со дня своего выдвижения, а агитация в СМИ начнется за 28 дней до начала выборов, то есть 13 сентября. Предстоящая избирательная кампания имеет ряд особенностей. Во-первых, впервые на территории Усть-Ордынского округа будет образован один четырехмандатный округ. Во-вторых, впервые в ЗС будет избрано 50 депутатов, а не 45, как раньше. 25 депутатов пройдут в ЗС по пропорциональной системе, или партспискам, и 21+4 от УОБО — по мажоритарной системе, то есть по округам.

Депутаты будут избираться в ЗС на пять лет, согласно ФКЗ, и в течение этого периода парламентарии не смогут изменять ни срок полномочий, ни количественный состав собрания.

— Четыре депутата от УОБО также будут работать все пять лет, но четыре мандата — это все-таки временная преференция округу, своеобразная плата за объединение. Спустя пять лет в УОБО, скорее всего, будет образован одномандатный округ, — считает Виктор Игнатенко.

Кроме того, предстоящую кампанию от предыдущих выборов в ЗС будут отличать те изменения, которые были внесены в законодательство за последние четыре года. В частности, проходной барьер для политических партий составит не менее 7 процентов голосов избирателей, блоки типа «За родное Приангарье» вообще не смогут принимать участие в выборах, а в избирательных бюллетенях не будет графы «Против всех».

Нужны ли Приангарью судимые депутаты, будут решать избиратели

Изменения коснутся и правил регистрации кандидатов — если раньше претенденту на участие в выборах могли отказать в регистрации по причине предоставления недостоверных сведений, то теперь миссия по оценке кандидата на честность ляжет на плечи самих избирателей.

К примеру, кандидат в депутаты заявил о наличии у него в собственности двух автомобилей, но забыл упомянуть о третьем. Такой поступок, возможно совершенный без всякого умысла, по забывчивости, не будет являться поводом к отказу в регистрации. Однако информация о предоставлении недостоверных сведений будет доведена до избирателей, а именно размещена на избирательных участках аккурат под фото и биографией кандидата.

Там же будут прописаны сведения о судимости кандидата, если таковая не снята и не погашена. Информация о судимости должна присутствовать и в главном документе на выборах — бюллетене. А решить, нужен Приангарью такой депутат или нет, должен сам избиратель.

Существенную роль в формировании общественного мнения о кандидате, безусловно, будут играть средства массовой информации. В связи с изменениями в законодательстве у некоторых граждан сформировалось ошибочное мнение о том, что критика на предстоящих выборах будет запрещена. Это не так.

— Смысл выборов — избрать достойного, а значит, кандидатов надо сравнивать, — говорит Виктор Игнатенко. — Выборы предполагают критику. Но есть единственное ограничение — нельзя критиковать соперника в телероликах в агитационное время. Такие изменения в законодательстве появились по причине того, что кандидаты в собственных роликах зачастую не рассказывали избирателям о себе, а выполняли функцию телекиллеров — целенаправленно обливали соперников грязью. Эти соперники не имели возможности тут же ответить на выпады в свой адрес, и у избирателей могло сложиться ложное представление о каком-либо кандидате. Поэтому в телероликах критика запрещена. Во всех других случаях — в теледебатах, радиодебатах, агитационных материалах в СМИ — она разрешена.

В Законодательном cобрании будет только четыре партии?

Временная избирательная комиссия будет регистрировать только партсписки, а для одномандатников откроются двери 22 окружных избирательных комиссий. Виктор Игнатенко никогда не прогнозирует исход выборов, полагая, что гадание в данном случае выйдет еще хуже, чем на кофейной гуще. Тем не менее, основываясь на действующем законодательстве, дважды председатель считает, что чисто математически при барьере в семь процентов на места в ЗС могут претендовать четыре партии, но не исключает, что могут быть и неожиданности. Однако, опять-таки исходя из законодательства, больше шансов имеют партии, которые представлены в Госдуме, потому что для них предусмотрены преференции — не обязательно собирать подписи или вносить избирательный залог. Достаточно выдвинуть список, и все.

Другие политические партии должны либо вносить залог, либо собирать подписи, что довольно сложно — сборщики не всегда работают добросовестно, бывают случаи подделок. Тем не менее некоторые партии рассматривают сбор подписей как форму работы с избирателями и успешно справляются с поставленными задачами.

Одномандатникам, если таковые не поддерживаются какой-либо партией, собирать подписи, безусловно, труднее. А избирательный залог составляет 10 процентов от предельной величины избирательного фонда, то есть для одномандатников это 250 тысяч рублей, а для партий 6 миллионов. Избирательный залог подлежит возврату, если кандидат избран и если он набрал не менее 5 процентов голосов от числа принявших участие в голосовании. Для партий условия те же, только им достаточно набрать 3 процента голосов. В остальных случаях деньги поступают в областной бюджет.

При перезагрузке некоторые файлы не сохраняются

Уже известно, что многие депутаты действующего созыва Законодательного собрания намерены избираться и в ЗС нового субъекта. Лицам, замещающим госдолжности, то есть депутатам, работающим на освобожденной основе, в отпуск в данном случае уходить не нужно. Отдыхать в период избирательной кампании обязаны в основном госслужащие. Тем не менее депутатам, замещающим госдолжности, закон запрещает использовать преимущества своего должностного положения.

В частности, они не могут использовать в целях своего избрания служебный транспорт, средства связи (телефоны и факсы), не могут заниматься агитацией в пользу определенных кандидатов или политических партий на заседаниях комитетов и на сессиях ЗС, не вправе использовать служебные помещения для организации избирательных штабов. Контроль за исполнением законодательства будут осуществлять избирательная комиссия и органы прокуратуры.

По окончании выборов временная избирательная комиссия прекратит свою деятельность. Существующее Законодательное собрание будет действовать до первой сессии ЗС нового созыва, которую до момента избрания спикера будет вести либо председатель облизбиркома, либо старейший депутат — это решит оргкомитет, образованный из числа вновь избранных парламентариев. Законодательному собранию вновь образованного субъекта РФ президент представит кандидатуру на должность губернатора Иркутской области, после утверждения которой можно будет говорить о формировании новой избирательной комиссии — половину членов облизбиркома (14 человек) предлагает губернатор, половину — ЗС.

В этот же период парламентарии должны будут принять устав нового субъекта, решив вопрос о необходимости создания Контрольно-счетной палаты, Уставного суда, а также о наименовании исполнительного органа власти — администрация или правительство. Таким образом, к концу 2008 года в Иркутской области должны быть сформированы все органы государственной власти. И это будут совершенно новые органы.

— Если бы новый субъект назывался, к примеру, Иркутским краем, путаницы было бы меньше. А так — субъект новый, название старое. Вот и не понимают многие, что все ныне действующие госорганы будут упразднены, — говорит Виктор Игнатенко. — Прекратят свою деятельность и избирком, и КСП, и аппарат ЗС, и все департаменты и агентства администрации. Весь «серый дом» должен быть либо переназначен, либо уволен, и такого в Иркутской области еще не было. На компьютерном языке это называется перезагрузкой, во время этого процесса не все файлы сохраняются. Заново будет формироваться полностью вся структура, без кадровых потерь при этом, конечно, не обойтись. Это будут естественные реорганизационные потери. В новом субъекте все должно быть по-новому.

Метки:
baikalpress_id:  22 150