Восточный форпост магистрали

От работы станции Горхон зависит оценка деятельности всей ВСЖД

На Восточно-Сибирской железной дороге каждая станция несет на себе определенный груз ответственности. И хотя неспециалисту может показаться, что все станции похожи и выполняют одну и ту же работу, в каждой есть своя специфика. Станция Горхон, расположенная в Заиграевском районе Республики Бурятия, имеет особое значение для всей магистрали. Узел Горхон — Кижа является сдаточным участком на границе с Забайкальем, и от того, насколько слаженно и своевременно здесь будут проводиться работы, зависит оценка деятельности ВСЖД. Еще одна характерная особенность станции заключается в том, что здесь расположен сложный перевал с 18-тысячным подъемом, который могут преодолеть далеко не все поезда. Им на выручку приходят горхонские локомотивы, которые на станции называют подталкивающими.

Железнодорожное село

Официальных данных о том, когда образовалась станция, нет. Однако известно, что в 1910 году поселок состоял из двух улиц. Со временем маленький поселок при станции превратился в большое селение. Сейчас здесь проживает около 3,5 тысячи жителей. Горхон так и остался железнодорожным. Станция помогает местному населению не только с работой. Силами железнодорожников некогда были построены школа, детский сад, жилые дома.

Железная дорога является главным и единственным градообразующим предприятием Горхона. Кроме станции в селе работает только бюджетная сфера: школа, ФАП и администрация. В каждой семье хоть один работник дороги обязательно имеется. Немало на станции и династий железнодорожников.

— Эта профессия передается из поколения в поколение. У меня, например, прадедушка был начальником дистанции пути, дед — мостовой мастер, почетный железнодорожник, отец — заместитель начальника по кадрам, брат работает монтером пути, моя жена — техник-распределитель. Всего нашей династии 110 лет, — говорит Игорь Новиков, главный инженер Горхонской дистанции пути.

Свои кадры

На станции работает много молодых специалистов, большинство — выходцы из родного села. Как говорят сами жители, любовь к железной дороге они впитывают практически с молоком матери, а с юных лет начинают сами бегать на станцию. В свое время здесь работало много самоучек, которые постигали тонкости работы на железной дороге самостоятельно, на практике.

Однако последние несколько лет на станции трудятся только специалисты, получившие соответствующее образование, и если не высшее, то среднее техническое обязательно. Руководство станции идет навстречу молодым, направляя их на учебу в вузы и сузы Улан-Удэ и Иркутска.

— К нам, в свою очередь, тоже приезжают молодые специалисты по направлению, но они долго не задерживаются. Поэтому мы стараемся привлекать нашу молодежь, из родных мест, — говорит Вячеслав Колтунов, начальник Горхонской дистанции пути.

Днем — работа, вечером — футбол

Как правило, продвижение по служебной лестнице происходит быстро. Вчерашние монтеры пути становятся руководителями подразделения. Для закрепления молодежи на дороге железнодорожники большое внимание уделяют социальной сфере.

Прямо за одним из административных зданий станции идет ремонт большого трехэтажного дома, в котором когда-то располагалась больница, а позже детский сад. После капитального ремонта в помещении откроется реабилитационный центр для сотрудников дороги.

— Будет работать комната отдыха для локомотивных бригад, тренажерный зал, сауна, кабинет психологической разгрузки, — перечисляет Игорь Новиков. — Также там будут актовый и конференц-зал, а для детей планируем организовать кукольный театр и хореографический кружок. Кроме того, откроются залы для бильярда и тенниса.

Много свободного времени горхонские железнодорожники уделяют спорту. В школьном спортзале вечерами играют в волейбол и футбол. На станции ведутся и другие строительные работы — возводятся благоустроенные дома для молодых специалистов-железнодорожников. К сентябрю планируется сдать два малоэтажных дома, в следующем году еще два.

Поезд сдал — поезд принял

Каждые сутки на станции принимают 50 четных и 50 нечетных поездов, и это не считая составов специального назначения, пассажирско-багажных и др.

— Поскольку у нас сдаточный участок дороги на границе с Забайкальем, мы должны работать без каких-либо нарушений и браков, чтобы своевременно передавать поезда на Забайкальскую железную дорогу, — поясняет Вячеслав Колтунов. — У нас 70 километров подъездных путей и 50 километров дистанционных. Обслуживаем пути стратегического назначения, по которым перевозят военные грузы, топливо, технику; работаем с грузоотправителями: лес, пиломатериалы. Большая работа проводится на станции Челутай, где расположен Тугнуйский угольный разрез. Оттуда ежедневно вывозится 300 вагонов угля. Как отметил Вячеслав Колтунов, за последнее время показатели станции улучшились. В прошлом году станция заняла первое место на ВСЖД по содержанию пунктов обогрева.

— На сегодняшний момент мы проводим весенний осмотр пути, оцениваем его состояние, выявляем все узкие места, устанавливаем определенные сроки для устранения неисправностей, — рассказывает главный инженер дистанции пути Игорь Новиков. — Основная задача сейчас — провести летние путевые работы, в том числе и смену шпал.

Самый большой груз ответственности, по мнению работников станции, возложен на плечи дефектоскопистов и дорожных мастеров. Они занимаются визуальной проверкой рельсов, самые первые замечают неисправности, выявляют дефектные и остродефектные рельсы, которые требуется заменить в самый короткий срок. От этих специалистов зависит безопасность движения поездов.

В Горхон заезжал Жак-Ив Кусто

Два года назад на станции прошла реконструкция, целью которой было удлинение пути, обновление устройств сигнализации и связи, замена стрелочных переводов и др. Все это дало возможность Горхону принимать поезда составностью до 83 вагонов, а раньше — до 64 вагонов. Однако, по словам начальника станции Сергея Соковикова, в данный момент и этой длины путей не хватает. С каждым годом количество вагонов в поездах увеличивается. Работники станции вспоминают, как несколько лет назад сюда заезжал Жак-Ив Кусто.

— Вместе с другими членами экспедиции он прибыл сюда на двух паровозах. Мы снабжали их водой. Среди иностранцев его заметили сразу — он выглядел точно так же, как по телевизору. Местное население успело с ним немного пообщаться. Они добирались из Москвы до Владивостока на паровозной тяге.

Локомотивы подталкивают поезда

Самая необычная работа — у машинистов Горхонского локомотивного депо. Она существенно отличается от работы коллег на других станциях. Еще недавно депо называлось пунктом подталкивания, теперь это оборотное депо. Дело в том, что здесь расположен очень сложный участок перевала Горхон — Кижа: с 18-тысячным подъемом (перепад рельефа местности на высоту 18 метров. — Прим.авт.). Далеко не каждый поезд может подняться на эту высоту. Локомотивы станции помогают им подниматься.

— Основная наша работа — подталкивание поездов, — говорит Алексей Мамруков, машинист-инструктор оборотного локомотивного депо. — Для этого у нас имеются шесть локомотивов и один маневровый тепловоз. За 12-часовую смену получается сделать около семи рейсов. На подталкивание уходит около 18—20 минут, после чего локомотив и поезд расцепляются, — это единственная станция на магистрали, где используются саморасцепы. От того, сколько мы сдадим поездов на Забайкальскую железную дорогу, зависит и статистика движения ВСЖД.

Справка «СМ Номер один»

Железная дорога является самым крупным предприятием на территории Республики Бурятия. В 2008 году с января по апрель налоговые отчисления ВСЖД в бюджет Республики Бурятия составили 792 миллиона рублей, а в прошлом году за аналогичный период — 590 млн рублей. В том числе за текущие четыре месяца 2008 года Заиграевский район Бурятии получил от ВСЖД более 11 млн рублей.

В этом году ОАО «РЖД» исполняется пять лет. Газета «СМ Номер один» не могла пройти мимо такого события. В рамках проекта «Точка на карте» редакция рассказывает о населенных пунктах региона, жизнь которых прочно связана с железной дорогой.

Метки:
baikalpress_id:  9 529
Загрузка...