Байкальский сувенир: будущее за туристами и мастерами

Как признаются ювелиры и керамисты, сувенирный рынок в Сибири пока не развит

Из любой поездки, даже если это не отдых на море и не отпуск на экзотическом курорте, мы обычно привозим сувениры. Это могут быть забавные поделки из ракушек, небольшие керамические фигурки, необычных форм вазы и прочая дребедень, изящная и не очень, украшающая интерьер почти каждого дома. Ну а иностранцы из России традиционно везут матрешек, павловопосадкие и оренбургские платки, тульские пряники, хохлому и гжель. Наш регион никогда не был обделен туристами, а в последние годы их количество неуклонно растет. Корреспондент «СМ Номер один» предлагает нашим читателям обзор сувенирной продукции Байкальского региона.

Сувенир создать сложнее, чем произведение искусства

Когда-то на территории Иркутской области работало несколько крупных предприятий, выпускавших именно сувенирную продукцию. Это и Байкалкварцсамоцвет, и «Сибирский сувенир», и Тулунский стекольный завод, и Хайтинская фарфоровая фабрика. Сейчас сувениры выпускают не только заводы, но и множество небольших предприятий и даже частные лица.

— Как-то мы с женой задались вопросом: а что проще сделать — уникальное произведение из дорогостоящих материалов или простой сувенир, но выпущенный большим тиражом? Вы не поверите, но именно последнее сделать сложнее, несмотря на эксклюзивность первого, — рассказывает ювелир Аркадий Лодянов. — Ведь сувенир нужно спроектировать, просчитать рынок, использовать определенные технологии.

Отличительная особенность любого сувенира — быть нужным большому количеству людей. Относительная дешевизна и относительная же оригинальность — это, наверное, главные требования к сувениру. Ну и, конечно, привязка к той земле, с которой сувенир олицетворяется.

На море обычно продают поделки из ракушек, китайские лавочки заполнены нэцке, а в турецком Средиземноморье всюду предлагают «Глаз Аллаха». В Иркутской же области все сувениры так или иначе соотносятся с Байкалом, с нерпой, с коренными народами нашего края, прежде всего с бурятами. И сейчас для развития сувенирной продукции самое благоприятное время, считает Аркадий Лодянов. С одной стороны, появилось большое количество туристов, которым интересна сибирская земля, еще сохранившая свою самобытность, девственную нетронутость (местами). С другой — и количество мастеров, изготовляющих сувениры, тоже выросло. И что немаловажно — им интересно рассказывать о своей малой родине, они делают это с любовью и веселым, творческим азартом.

Пока сувенирный рынок Иркутской области трудно назвать цивилизованным, по-европейски развитым, но мы идем к этому, пусть и не семимильными шагами. А научная база, маркетинговые исследования ускорили бы процесс «цивилизации» сувенирного рынка, но пока этим никто не занимается.

Стильность против туфты

Подытожив свой богатый опыт, связав воедино теоретические и практические знания, Аркадий Лодянов вывел целую формулу сувенира. Итак, сувенир может очаровать покупателя по нескольким показателям. Первый — это идея. Кустарно и, может быть, даже неловко сделанная вещица, но с заложенной в ней оригинальной, яркой, дерзкой идеей, безусловно, восхитит клиента больше, чем вылизанная, но безвкусная, безыдейная безделушка.

Второй показатель: сейчас, как и раньше, как и всегда, ценится рукоделие, искусность, мастерство, элемент штучности и эксклюзива. Третий — это разнообразие используемых материалов. Дерево, бумага, пластик, металл, камень, керамика, стекло, глина — все это используется в изготовлении сувенирной продукции, причем часто материалы обрабатываются с помощью самых разных технологий. Максимальное количество этих показателей, собранное в одном сувенире, и придает ему ценность.

Таким образом, сувенирная продукция является одной из самых сложных отраслей производства. С одной стороны, сувениров выпускается очень много. С другой — зайди в любой магазин и увидишь, что полки в нем переполнены сувенирной продукцией, но выбрать из нее что-то для души крайне трудно. Особенно человеку с хорошим вкусом, требовательному, ценящему оригинальность.

— В чем видим выход мы? Для каждого события, предприятия, для каждого даже небольшого региона надо изготовлять свою, эксклюзивную продукцию. Например, плывет турист по Байкалу, теплоход делает остановки у разных мысов, заливов — и в каждом продается сувенир, связанный именно с этим местом. На Байкале много мест, связанных с бурятскими легендами, преданиями.

Одни названия чего стоят: мыс Рытый, Ушканьи острова, остров Ольхон. Это ведь страшно интересно! Сейчас мы готовим сувениры к «Алтаргане-2008», с одной стороны применяя бурятские орнаменты, цвета и формы, с другой — адаптировав это для массового потребителя. Каждая уважающая себя фирма должна иметь свои сувениры. Закупить по дешевке партию дешевых импортных сувениров и наклеить на них свой логотип — это плохой тон, которым, к сожалению, грешат многие компании.

Также Аркадий Лодянов считает, что прекрасные сувениры делают дети на уроках труда, в художественных школах, кружках. Они не думают о прибыли, реализации, производстве. Они просто делают руками то, что им нравится, вкладывая в это душу. Кстати, некоторые предприятия сейчас стали выпускать небольшие партии сувениров, сделанных именно детьми, например раскрашенные байкальские камни.

Сами ювелиры Лодяновы, ежегодно изготовляющие сувенирную продукцию к Байкальскому экономическому форуму, работавшие на прочих крупных мероприятиях, сейчас мечтают лишь о том, чтобы вывести на массовый рынок хороший, грамотный сувенир.

— Сегодня для этого имеются все предпосылки. С одной стороны, есть отработанные методики, есть предприятия, работающие по лазерным, фрезерным технологиям. С другой — нами накоплен колоссальный опыт в рамках корпоративных заказов. И мы поняли, что можно сделать настоящую драгоценность не из драгоценных материалов. Значит, на рынке должно быть как можно меньше плохо спроектированной туфты и как можно больше классных, стильных сувениров.

Иностранцы любят поделки из лазурита и нефрита

Что же предлагается сегодня туристам на нашей байкальской земле? Как ни странно, 50% товара — китайского производства. Причем это не объясняется близостью с великой державой, населенной крайне трудоспособными людьми. Китайские сувениры продаются на Черном море и в Прибалтике, в Париже и Венеции, в Турции и Голландии. Дешевизна и разнообразие — вот два кита, на которых держалась и еще долго продержится сувенирка из Китая. Но и иркутянин не спит, осваивая высокотехнологичные производства, главное достоинство которых — небольшие затраты и возможность массовыми партиями выпускать небольшие, но эффектные вещицы.

— Раньше большой, огромной проблемой была упаковка продукции, — вспоминает Лодянов. — Сейчас эти проблемы решены, причем упаковка стала сдержанно-благородной и изящной. Это вам не оберточная бумага ржавого цвета и не шуршащий глянцевый мусор.

Поделки из камня и бересты, керамика, резьба по дереву, сувениры из пластика, металла, камня, стекла — этот рынок поистине разнообразен и в плане материалов, и в плане форм.

— Символом Байкала, конечно же, является нерпа. Большинство приезжих покупают поделки, изображающие именно нерпу, — говорит Вячеслав Загоскин, резчик по камню. — Покупают туристы и бурханчиков. Эти бурятские божества тоже пришли к нам с берегов Байкала. И если раньше мы делали достаточно грубые и жесткие фигурки, то в процессе торговли стилизовали их. И теперь наши бурханчики стали более добрыми и славными. Хорошо идут забавные фигурки животных, таких как волк и медведь. Причем наш сибирский мишка выглядит более серьезно, чем сувенирный медведь из средней полосы России. Мне кажется, это достоинство.

К числу самых популярных камней, из которых сегодня изготавливаются сувениры, Загоскин относит нефрит, чароит, лазурит. В последние годы продажи яшмы падают, не особенно популярен гагат (черный янтарь), хотя это очень интересный, матовый камень глубокого, насыщенно-черного цвета. Иностранцы любят лазурит, который по цвету близок к ляпис-лазури, и, конечно же, нефрит. Этот камень был известен человеку много тысяч лет назад. В древности из-за высокой прочности и вязкости его применяли для производства инструментов, часто нефрит использовали в оружии вместе со сталью. Сейчас этот камень активно используют в украшениях, ловко играя на богатстве и разнообразии всех оттенков зеленого.

Кстати, Вячеславу Загоскину приходилось изготовлять сувениры и для VIP-персон. Например, письменный прибор для первого президента России Бориса Ельцина, медведя из нефрита для Владимира Путина. С большой теплотой Загоскин вспоминает о работе над большим письменным прибором из куска саянского нефрита, который был сделан к 300-летию Санкт-Петербурга. Прибор был украшен серебряными еловыми ветвями. Для этого ветки ели залили серебром. Получилось очень эффектно и броско.

Глиняные игрушки любят и дети, и взрослые

Немало знаменитостей покупало сувениры и у известных в Иркутске гончаров Елены и Игоря Таволжанских. Это поэт Евгений Евтушенко, актеры Наталья Бондарчук, Елена Санаева, Владимир Конкин, Александр Михайлов, Николай Бурляев, потомок русских императоров князь Димитрий Романов, певец Олег Газманов и солист рок-группы «Скорпионс» Клаус Майне. Сувениры Таволжанских покупали жители и таких отдаленных стран и континентов, как Бразилия, Австралия, Новая Зеландия, Африка. Но своим любимым покупателем Таволжанские все же считают иркутянина. Именно для него они изготовляют свои байкальские сувениры.

— Понятие «байкальский сувенир» сложилось уже давно, так мне кажется, — говорит Игорь Таволжанский. — Хотя Байкал пока не так популярен, как Париж, Рим и Афины, но поток туристов растет. Этот рынок развивается, и мы все же должны заинтересовать путешественников не только своим краем, но и разнообразными сувенирами. А как же иначе — ехать в такую даль и вернуться на родину без сувенира?

Таволжанские давно разделили местную сувенирную продукцию на два условных вида: те, что связаны непосредственно с Байкалом (фотографии озера, картины, силуэт озера на бейсболках, майках и пр.), и те, что относятся к народным промыслам, характерным для нашего региона. В свою очередь и промыслы делятся на русские народные (они пришли к нам с Запада вместе с переселенцами: керамика, береста, вышивка, резьба по дереву) и местные (те, которыми занимались буряты, эвенки, тунгусы, курыканы).

Сувениры, изготовленные по рецептам старых промыслов, особенно ценны, ведь они делаются из живых, природных материалов, обладающих способностью хранить и отдавать тепло человеческих рук. И если, к слову, поделок из кожи, меха, кости в нашем регионе предлагается мало, то керамика и камень очень популярны и у мастеров, и у покупателей. Фирменная изюминка Таволжанских — это глиняные игрушки, которые они изготавливают уже 10 лет.

— На протяжении этих лет мы замечаем, как меняются наши игрушки. Вроде бы и образ давно сложился, но все время появляются новые детали, меняющие его облик. Не избежала этой участи и наша фирменная нерпочка. Сейчас она полна обаяния, очень добрая и веселая. В свистульках мы стараемся достичь определенного симбиоза: с одной стороны, это должен быть звучный музыкальный инструмент, с другой — определенный образ, яркий и броский. Свистульки очень нравятся детям, поэтому мы делаем их прочными и безопасными.

Глиняные предметы несут в дом атмосферу тепла и доброты, убеждены Таволжанские. Например, старички-домовички, домовята, с одной стороны, украсят любое жилище, с другой — выполняют функции оберегов, защитников семейного очага. В творческой копилке Таволжанских также много образов зверей. Это жутко забавные коты, ежи, вороны, медведи. А в маленькие горшочки, которые они держат в своих лапках, можно положить зернышки, чтобы дом всегда был полной чашей. Этот элемент игры очень мил детям, но ведь и в каждом взрослом тоже живет ребенок, верно?

Все игрушки Таволжанских — это то, что сегодня называется модным выражением hand made. Несмотря на прогресс, высокие технологии, совершенствующиеся производства, сувениры, сделанные своими руками, занимают особое место в череде всей сувенирной продукции, не умаляя, впрочем, ценности прочей сувенирки. И именно разнообразие способов изготовления, а также буйство форм и красок, идейность и заложенная в каждом сувенире индивидуальность сделают сувенирный рынок Байкальского региона заманчивым для туристов.

Метки:
baikalpress_id:  9 528
Загрузка...