Будет ли в Иркутске свой воздушный шар?

Местные воздухоплаватели готовы начать строительство теплового аэростата

Воздушный шар — это украшение любого праздника, концерта. Это событие! Зрелище получается еще более незабываемым, когда несколько шаров собирается вместе. По ряду причин Иркутская область стоит от этого праздника в стороне. Конечно, время от времени, у нас появляются воздушные шары из других регионов. Например, дважды был шар НТВ. В 2005 году в рамках «Экспедиции-Трофи» на нем летали над зимним Байкалом, а в 2006 году в Ангарске и Аршане. Но среди нескольких десятков российских воздушных шаров нет ни одного представителя Иркутской области. Впрочем, есть надежда, что скоро в Иркутске появится свой воздушный шар или, как модно сейчас говорить, тепловой аэростат.

Мечта о полете — одна из самых древних. «Почему я не могу летать как птица?» — спрашивали себя люди во все времена. «Испытай один раз полет, и твои глаза навечно будут устремлены в небо. Однажды там побывав, на всю жизнь ты обречен тосковать о нем», — писал в свое время великий Леонардо да Винчи. Сегодня тепловой аэростат любому желающему дает возможность летать, дрейфовать с воздушными потоками над равниной или городом, зависнуть над кронами деревьев или проплыть над поляной распустившихся весенних цветов.

— Полет на шаре — это сказка! Это совершенно необычное состояние невесомости, парения над землей. Плывущий по небу — так называют себя пилоты-воздухоплаватели, — рассказывает Дмитрий Воронцов, президент иркутской региональной общественной организации «Федерация воздухоплавания Прибайкалья».

С 2005 года в Иркутске существует региональная общественная организация «Федерация воздухоплавания Прибайкалья». Пока она немногочисленна, но количество ее членов, безусловно, возрастет, когда появится свой воздушный шар.

С момента своего основания организация пытается приобрести тепловой аэростат. Недавно спонсор, с которым она вела переговоры длительное время, принял решение о финансировании его постройки. Решение нелегкое — ведь стоимость одного теплового аэростата около миллиона рублей.

Три года, которые наши воздухоплаватели провели без шара, не прошли впустую. Иркутяне предоставляли техническое обеспечение рекламному аэростату «Панасоник» в Иркутске, шару НТВ на Байкале и в Ангарске, работали в составе воздухоплавательной команды на международном авиационно-космическом салоне МАКС-2007, проходившем в городе Жуковском...

Костяк Федерации воздухоплавания Прибайкалья образован людьми, знакомыми с авиацией не понаслышке. Когда-то вместе прыгали с парашютом в авиационно-спортивном клубе ДОСААФ. Это увлечение определило их дальнейшую судьбу и для многих повлияло на выбор профессии. Проблемы авиации для них не пустой звук, а осознанная и пережитая реальность.

— Мы решили создать организацию для того, чтобы вместе, сообща, показать людям небо. В нем в первую очередь нуждаются дети. Мы планируем летать не только для себя, но и ездить по школам, детским домам. Проводить лекции, семинары, катать ребятишек на воздушном шаре. Если хоть один подросток благодаря нашим стараниям влюбится в небо и потом выберет себе профессию, связанную с авиацией, значит все это было не зря, — говорит Дмитрий Воронцов.

Чтобы подняться в небо на тепловом аэростате, не обязательно быть пилотом. Но если вы захотите управлять воздушным шаром сами, необходимо сначала пройти врачебно-летную комиссию, требования которой достаточно строги. Потом — обучение в школе пилотов аэростатических воздушных судов (такие курсы есть только в двух городах России), сдать экзамены и получить свидетельство пилота. Но и теперь в воздух подниматься рано. Нужно тщательно подойти к выбору полетной зоны, месту старта, подготовке и экипировке команды подбора. Затем необходимо получить разрешение на полет — может оказаться, что ваш маршрут будет пересекать путь пассажирским самолетам... Воздухоплавание — вещь серьезная и небрежного отношения не терпит. Недаром любой авиатор знает фразу: «В авиации мелочей не бывает!»

По статистике, тепловой аэростат — самое безопасное воздушное судно. Если у шара выходит из строя горелка, то у него есть вторая. А если отказывают обе, что само по себе большая редкость, то и это не страшно. Скорость снижения аэростата в холодном режиме не превышает пяти метров в секунду — это скорость снижения парашютиста. Технология изготовления оболочки аэростата тоже продумана. Полотнища сшиты таким образом, что если в ткани по какой-либо причине появится прорыв, то она не расползется.

Воздухоплаватели — люди ответственные. Полеты выполняются только в простых метеоусловиях. Если плохая погода — сильный ветер, гроза или дождь, — то правило одно: сиди и жди погоды. И она обязательно будет! Каждый, кто совершил полет в корзине теплового аэростата, посвящается в братство воздухоплавателей. К этому таинству допускаются лишь те, кто летал на воздушном шаре в свободном полете, повинуясь воле ветра. Пока наши воздухоплаватели держат в секрете, в чем именно заключается посвящение.

Байкал

Первая попытка перелета через Байкал на воздушном шаре была предпринята военными воздухоплавателями еще в 1907 году. Но внезапно налетевший ветер не дал этого сделать.

Осенью прошлого года, ровно через сто лет, была предпринята еще одна попытка. Известный российский путешественник Валентин Ефремов на легендарном тепловом аэростате «Святая Русь», уже участвовавшем в рекордном полете на Северный полюс, перелетел через Байкал. Путешественник летел не один, а с пилотом-исследователем Владимиром Исайчевым, заслуженным юристом РФ, членом Союза писателей России, поэтом. Этот перелет был официально зарегистрирован как первый перелет через Байкал на воздушном шаре, но неофициальное первенство принадлежит нашему земляку, пилоту-воздухоплавателю Леониду Аминову.

Воздушный шар

За двести с лишним лет своей истории воздушные шары почти не изменились. Первоначальная их конструкция оказалась оптимальной.

Тепловой аэростат изобрели еще в XVIII веке французы — братья Жозеф и Этьен Монгольфье. 5 июня 1783 года в городе Анноне они запустили в воздух шар, наполненный горячим дымом. Вскоре весть о воздушном шаре распространилась не только по всей Франции, но и далеко за ее пределами. Первым российским воздухоплавателем стал генерал Сергей Лаврентьевич Львов, поднявшийся в небо 18 июля 1803 года.

Первый советский монгольфьер, полностью спроектированный и построенный в России, поднялся в воздух в Москве на Тушинском аэродроме 28 июля 1989 года.

Исторический факт

В 1731 году наш соотечественник, подьячий Нерехтец Крякутной, в Рязани сделал попытку подъема на тепловом воздушном шаре.

Вот как описан этот случай: «...фурвин сделал, как мяч большой, надул дымом поганым и вонючим, от него сделал петлю, сел в нее, и нечистая сила подняла его выше березы, а после ударила о колокольню, но он уцепился за веревку, чем звонят, и остался жив. Его выгнали из города, и он ушел в Москву, и хотели закопать его живого в землю или сжечь...»

Метки:
baikalpress_id:  22 146