В Москве стоит памятник по проекту иркутской художницы

Этой зимой вандалы попытались украсть его самую важную часть

Глупо говорить, что множество иркутян прославились в мире искусства где-нибудь в Москве, Санкт-Петербурге, приобрели международную славу — это и так достаточно очевидно. Однако вряд ли кто-нибудь слышал, чтобы наши земляки и современники промышляли в жанре монументально-прикладного искусства, покусившись на сомнительную славу Церетели. Но факт остается фактом. В Москве уже несколько лет стоит памятник одному из культовых явлений ушедшей советской эпохи, ныне старожилами воспоминаемому с ностальгией и умилением. Иркутский художник-мультипликатор Марина Лескова разработала проект и участвовала в его воплощении в бронзе памятника... плавленому сырку «Дружба».

«Мы пошли другим путем»

Весной 2004 года на студии Союзмультфильм появился странный человек и стал требовать, чтобы ему немедленно вызвали самую лучшую художницу. На вежливые просьбы отвязаться и не мешать работать он не реагировал, и скоро его настойчивость дала первые результаты. В качестве лучшей художницы ему представили Марину Лескову. Марина была одним из первых иркутских мультипликаторов, в середине 90-х годов организовала со своим мужем иркутскую студию мультипликации. После ее, студии, распада она перебралась в Москву и много работала мультипликатором, оформителем книг, просто художником.

Странным посетителем оказался ученый, профессор-экономист Алексей Семенов. Он предложил Марине участие в бредовом, на первый взгляд, проекте — разработке макета памятника плавленому сырку «Дружба».

— Я помню, пришел мужик, смешной такой, лысый, упертый-упертый, его звали Алексей Иванович, экономист, преподаватель, член Академии наук. Это был классический генератор идей, ему просто нравилось что-то придумывать, — улыбаясь, вспоминает Марина Лескова. — Говорит: «Мне нужен художник, самый лучший». Так и познакомились. Он мне сказал: «Объявлен конкурс Московским заводом плавленых сыров. Я уже все придумал, нужно только нарисовать».

Конкурс был объявлен Московским заводом плавленых сыров «Карат» к собственному 70-летию. На конкурс было представлено порядка ста пятидесяти профессиональных и любительских работ со всей России. В жюри этого, на первый взгляд, несерьезного предприятия состояли такие именитые люди, как художник Никас Сафронов, карикатурист Андрей Бильжо, сатирик-общественник Виктор Шендерович, поэт-однострочник Владимир Вишневский и драматург-юморист Аркадий Инин.

— Все это происходило очень долго, мы часто встречались в каких-то кафе, я отбрыкивалась — была сильно завалена работой, мне нужно было сдавать свои проекты на мультстудии. Потом он меня все-таки уговорил, взял измором, — смеется Марина. — И проект получился действительно очень добрым, душевным.

От идеи профессора до воплощения идеи была долгая работа над эскизами, несколько месяцев энтузиасты работали над рисунком, который бы устроил обоих. Только после этого его сдали в конкурсную комиссию на завод. Очень скоро их проект признали лучшим — он представлял композицию из двух фигур вечных врагов из басни Крылова «Ворона и Лисица», в трогательном единении склонившихся над брикетом сырка «Дружба».

— Понимаешь, у нас ведь сто лет как сложился стереотип, что сырок «Дружба» — это лучшая закусь под выпивку. И мы изначально хотели уйти от этой негативной ассоциации, — рассказала Марина. — Я потом смотрела несколько представленных проектов, и там действительно были такие вот прямолинейные: классический граненый стакан и рядом сырок «Дружба». Помню, был один очень забавный проект, на нем в знакомых позах памятника Мухиной «Рабочий и Колхозница» стояли доярка и буренка, а на вытянутых вверх руках они держали плавленый сырок.

Злоключения сырка в Москве

Работы над памятником длились почти полтора года. Во-первых, памятник было решено отлить в бронзе, а это само по себе очень дорого — в конечном итоге он обошелся организаторам в полмиллиона полновесных у. е. Затем началась волокита с местом установки. В мае 2005 года представители московского завода «Карат» обратились со своей идеей в городскую комиссию по монументальному искусству.

Однако в самой монументальной комиссии оказались люди с атрофированным чувством юмора и не разделили идею «вечной дружбы». В установке памятника на пересечении улицы Руставели и Огородного проезда, напротив проходной завода, им было отказано — идею сочли изящно завуалированной рекламой собственной продукции. И порекомендовали предприятию установить памятник сырку «Дружба» собственно на территории завода. Чиновников удалось уломать только в конце лета.

Кроме того, очень долго искали скульпторов, в результате чего первую маленькую модель лепить пришлось самой Марине. Потом к работе подключились очень хорошие и известные скульпторы, отец и сын Щербаковы.

— Вообще, мне пришлось сопровождать этот «монумент» от эскиза до торжественного открытия. Вплоть до того, что мы ездили на литейный завод, шлифовали отливку, потом красили помост, — вспоминает Марина. — Памятник поставили напротив завода, специально для этого хорошо оформили площадку — там до этого был пустырь с собачьими какашками.

Торжественное открытие состоялось в полдень 1 октября 2005 года, в те дни, когда в начале осени в Москве традиционно проводится Международный день сыра. Завод приурочил к этому дню и помпезную церемонию открытия памятника, и огромную сырную ярмарку окрест.

Однако в дальнейшем памятник не избегнул традиционной участи пострадать от вандалов. 30 января сего года рабочие завода, идущие на работу, обнаружили исчезновение главного элемента композиции — двухсоткилограммового бронзового сырка размером с большущий чемодан, метр на полтора метра.

— Ирония судьбы в том, что я каждый день езжу мимо памятника на работу. И конечно, сразу увидела, что в конце января сырок пропал. Я как-то не особенно встревожилась по этому поводу, тем более что он скоро снова появился на своем месте, — рассказала Марина.

Ворона и Лисица горевали меньше недели — в понедельник 4 февраля «Дружба» нашлась в сугробе. Героем-сыщиком оказалась снегоуборочная машина. Сырок был спрятан возле фасада находящегося по соседству здания Останкинского завода бараночных изделий. По мнению сотрудников службы безопасности завода плавленых сыров «Карат», преступники, вероятно, не сумели утащить далеко тяжелый сырок и решили спрятать его в близлежащий сугроб, чтобы забрать позже. Раритет вернули на законное место.

Загрузка...