Иркутский мультипликатор рисует в Москве «Кислород»

Максим Ушаков нарисовал, как мультяшный Пореченков дерется в фильме «Реальный папа»

Трудно навскидку назвать иркутян, добившихся сомнительной славы называться звездой отечественного шоу-бизнеса. Что, однако, никоим образом не говорит о бесталанности наших земляков. Многие из местных деятелей искусств добились широкой известности в столице. И довольно часто они пересекаются в творческих работах, вступая в замысловатые тандемы. Максим Ушаков в особом представлении не нуждается. Художник, в конце 90-х годов уехавший в Москву, работал мультипликатором в одном из первых получивших всемирную известность в постперестроечной российской мультипликации фильме «Князь Владимир», а два года назад сыграл главную роль в фильме другого иркутянина, театрального режиссера Ивана Вырыпаева «Эйфория». О последних своих проектах Максим рассказал в эксклюзивном интервью нашей газете.

Отходя от «Эйфории»

— Максим, давай вернемся к началу твоей московской эпопеи. «Князь Владимир» был твоим первым крупным проектом?

— Нет, сначала я успел поработать в полнометражном мультфильме, который студия «Кристмас-фильм» рисовала по заказу англичан. Он не показывался в России. Это был мультик по мотивам кельтского эпоса. Не знаю, как он назывался в окончательном варианте, а рабочее название было «Мабиноги». Но после него можно сказать, что «Князь Владимир» стал моим первым значимым вкладом в развитие российской мультипликации. (Улыбается.)

— А как тебя угораздило переквалифицироваться из мультипликаторов в актеры, без преувеличения — с мировым именем?

— С режиссером фильма «Эйфория» Ваней Вырупаевым мы начали работать еще до нашего отъезда из Иркутска — мы поставили спектакль «Сны» (в иркутском варианте он назывался «То, что вам нравится», его премьера состоялась осенью 1999 года в Доме актера в рамках проекта «Театр против наркотиков». — Прим. авт.). В нем я занимался сценографией и был консультантом Ивана по некоторым вопросам сценария. Когда Иван решил снимать «Эйфорию», он посчитал, что я идеально подхожу на одну из главных ролей.

— Съемки в «Эйфории» повлекли за собой какие-то последствия? Тебя стали приглашать на другие роли, ты стал известнее в актерских кругах?

— Нет, ничего такого не было. Пожалуй, единственное последствие, которое я хотел бы отметить, это знакомство с Павлом Лунгиным в Лондоне, куда мы возили «Эйфорию» на фестиваль русского кино (Павел Лунгин — российский режиссер, снявший фильм «Остров» с Петром Мамоновым в главной роли и сейчас с ним же снимающий «Ивана Грозного». — Прим. авт.). Мы очень подружились, везде ходили с ним по Лондону. Он оказался очень интересным человеком, а кроме того, очень большим знатоком лондонских ресторанов и выпивки. Именно он тогда и научил меня правильно пить односолодовый виски. Нарисовал

«Бабку Ежку» и теперь рисует «Кислород»

— Одна из твоих последних работ в мультипликации — это полнометражный мультик «Бабка Ежка». Как ты попал на этот проект?

— Мне просто позвонил режиссер этого фильма Валерий Угаров и пригласил посотрудничать с ним, снимать детскую сказку. Я, конечно, пришел — давно хотел поработать с Валерием Михайловичем. Мы очень быстро, за несколько месяцев, сделали пилот — короткий пятнадцатиминутный фильм. Фильм понравился, и сценарист Михаил Липскеров написал сценарий для полнометражного фильма. Кстати, сорежиссером и художником-постановщиком в этом фильме была Марина Лескова (иркутский художник-мультипликатор, одна из основателей иркутской студии мультипликации «Ритаг» в середине-конце 90-х годов. — Прим. авт.). Меня пригласили, мои сцены понравились, я подружился с Угаровым и с удовольствием работал над этим проектом.

— Этот мультфильм вышел в прокат совсем недавно. А когда закончилась работа над ним?

— Это было перед самым Новым годом. Премьера для своих была в декабре. Кстати, сам я фильм так и не посмотрел, мне как-то не удалось попасть ни на одну из премьер. Видимо, придется покупать ДВД-диск.

— А чем ты занимаешься сейчас?

— Мы снова работаем с Ваней Вырыпаевым...

— Что, все-таки решил опять выступить в качестве актера?

— Нет, тут другая история. Ваня поставил спектакль «Кислород», который пользовался очень большим успехом, был на многих фестивалях и получил «Золотую маску». И Ваня решил снять фильм. Это игровой фильм, но по идее Вани в нем есть коротенькие анимационные вставки. И я выступаю в привычной роли художника-мультипликатора.

— Про что фильм?

— Это бесполезно пересказывать. Можно сказать, что это ироничная интерпретация десяти библейских заповедей. Сейчас фильм находится на стадии монтажа.

«Реального папу» Пореченкова рисовали обычными фломастерами

— Я видел твою фамилию в титрах еще одного нового полнометражного мультфильма — «Ролли и Эльф». У него не было шумной премьеры, но диск сейчас пользуется огромной популярностью у детей в Иркутске. Мой младший сын уже затер его до дыр.

— Да? Странно. На самом деле я как-то не придавал особого значения этой работе. Дело в том, что этот мультфильм нам заказали финны. К нам из Финляндии приезжали раз в месяц режиссеры и отсматривали то, что мы сделали, а здесь режиссером был Андрей Игнатенко. Это фильм из финского детского эпоса, у нас практически неизвестного, — как ролли (это такие смешные, хвостатые и недобрые маленькие трольчата) искали сердце. Достаточно сказать, что имя главного героя-эльфа появляется только в середине фильма. Мы как-то раз спросили финнов: «Как же так, полфильма неизвестно имя главного героя?» А они отвечают: «Ну и что? У нас в Финляндии его и так все знают!» Фильм был сделан очень качественно, мультипликация на уровне мировых стандартов, но техника рисунка была традиционная, и я не очень этой работой увлекся, сделал для них несколько сцен.

— Что значит техника традиционная? А чего бы тебе хотелось?

— Понимаешь, после работы над «Князем Владимиром», который делался на этом самом уровне мировых стандартов — то есть «вылизывалась» картинка, прорисовывалась анатомия, отслеживалась деформация, — хотелось как-то подурачиться, отойти от классики. И мы очень здорово позабавились, когда работали над фильмом «Реальный папа»...

— Подожди, это же художественный фильм с Михаилом Пореченковым. Его премьера только что прошла в Иркутске...

— Да, фильм игровой, Пореченков в нем играет одновременно и наемного киллера, и какого-то очень заботливого папашу. Так вот, в фильме есть несколько анимационных вставок, по пятнадцать-двадцать секунд, их общее время в фильме что-то около трех минут. Стилистику придумал Юрий Ботанин, режиссером был Юрий Кузнецов, я — художником, и мы втроем очень повеселились. Вставки сделаны в стиле детских рисунков, вроде тех, которые двоечники рисуют на задней парте — фломастером на листке бумаги в клеточку. Там есть ролик с дракой — это полностью моя работа.

Метки:
baikalpress_id:  9 452
Загрузка...