У крейсерского клуба отобрали «Байкал»

Законность регистрации товарного знака оспорил крупный бурятский производитель алкоголя

Товарный знак «Байкал» был зарегистрирован Байкальским крейсерским клубом два года назад. Президент организации Константин Волков решился на этот смелый шаг с единственной, по его словам, целью — хотел закрепить название парусной регаты «Кубок Байкала», проводимой раз в два года, за собой. По некоторым данным, Байкальский крейсерский клуб собирался в будущем проводить парусные гонки под таким названием на международном уровне. Разумеется, гонку такого масштаба организаторы стремились сделать узнаваемой, для этого и зарегистрировали товарный знак «Байкал».

Права на «Байкал» приходилось отстаивать

Процедура регистрации товарного знака «Байкал» заняла больше года и была достаточно сложной. После того как Константин Волков открыто объявил о том, что Байкальский крейсерский клуб является законным правообладателем товарного знака «Байкал», поднялась волна недовольства спортивной общественности Иркутска.

Товарный знак был зарегистрирован для класса спортивных соревнований, а это значит, что больше никто не имел права называть соревнования в любом виде спорта, используя обозначение «Байкал». В частности, яхтсмены добивались того, чтобы никто, кроме них, свои соревнования «Кубком Байкала» не называл. Федерации различных видов спорта, проводящие соревнования под аналогичным названием, были возмущены несправедливостью, но поделать ничего не могли — крейсерский клуб оказался более расторопным и юридически подкованным.

Производители алкоголя возмутились

Недовольство спортивных масс было столь масштабно, что ждать удара в виде оспаривания законности регистрации товарного знака можно было от любой спортивной организации.

Однако желание аннулировать данный товарный знак никому из спортивных сообществ в голову не пришла, зато возникла у наших соседей — крупного производителя алкоголя из Бурятии ОАО Байкалфарм.

В прошлом году в Палату по патентным спорам поступило возражение от Байкалфарма. Доводы возражения сводились к тому, что Байкал является объектом всемирного наследия и в 1997 году был внесен ЮНЕСКО в список защищенных объектов мирового культурного и природного наследия, а значит, данное обозначение не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака. На коллегии Палаты по патентным спорам было решено признать предоставление правовой охраны товарному знаку «Байкал» в классе «Спортивные соревнования» недействительной.

Бывшие правообладатели товарного знака «Байкал» разводят руками. Что не устроило Байкалфарм? Ведь компания не занимается организацией спортивных соревнований. Однако в отношении планов алкогольного производителя можно строить только предположения.

«Кубок Байкала» назовут по-другому

Тем не менее теперь товарного знака «Байкал» у Байкальского крейсерского клуба нет.

— Соревнования под названием «Кубок Байкала» теперь могут проводить все, — уверен Константин Волков, президент Байкальского крейсерского клуба. Но парусников это обстоятельство не устраивает. Организация, проводящая крупнейшую парусную регату на Байкале каждые два года, теперь вынуждена отказаться от обозначения «Кубок Байкала» и придумать новое название, где не будет фигурировать слово «Байкал».

— Следующая регата будет проводиться в 2009 году, — продолжил Константин Волков. — Думаю, мы откроем ее уже с новым названием.

Кстати, желание выделиться, толкнувшее крейсерский клуб на регистрацию товарного знака, сыграло с правообладателем товарного знака злую шутку. Увлекшись организацией парусной гонки в прошлом году, парусники слишком поздно узнали о том, что их хотят лишить товарного знака «Байкал».

— Кстати, аннулировали товарный знак «Байкал» только у Байкальского крейсерского клуба. Между тем существует множество товарных знаков «Байкал», зарегистрированных в других классах. В их законности пока никто не сомневается, — заметила Татьяна Шестакова, патентный поверенный РФ в Иркутске. — Много лет назад ООО «Байкал» (г. Москва) зарегистрировало товарный знак «Байкал» для 32-го класса (безалкогольные напитки), и наши местные производители, вышедшие на рынок несколько позднее, вынуждены называть свою продукцию по-иному.

Данную регистрацию можно было аннулировать, но в Иркутске не нашлось ни одного заинтересованного лица. Существует товарный знак «Байкал» для вафель (ЗАО «Иркутский хлебокомбинат»), для мороженого (ООО «Ангария»), для телевизионной деятельности (ООО «АС Байкал ТВ»), для кедрового масла (ЗАО «Тайга-продукт», г. Ангарск), для оружия (Ижевский механический завод), для кабельной продукции (ЗАО Байкалкабель) и другие.

По сути, если найдется заинтересованное лицо, то можно будет оспорить каждый из этих товарных знаков — при условии, что они были зарегистрированы после 10 марта 1997 года.

Любопытно, но созданный Байкалфармом прецедент уже дает свои плоды. Одна из крупных туристических компаний в Иркутске не так давно собиралась зарегистрировать товарный знак «Байкал» в сфере туризма, но ей было отказано по тем же соображениям, по которым лишили товарного знака Байкальский крейсерский клуб.

— Однако если кому-то сильно хочется зарегистрировать обозначение «Байкал», то подавать заявку придется не только в Роспатент, но и обращаться за разрешением в Правительство РФ, в чьем ведении находится озеро, — заключила Татьяна Шестакова.

Метки:
baikalpress_id:  22 118
Загрузка...