Иркутскому аэропорту быть в пади Ключевой

Это место чиновники администрации и разработчики проекта выбрали из 30 возможных

Проблема выноса Иркутского аэропорта за черту города обсуждается уже более 45 лет. Еще в 1961 году Совет Министров СССР вынес соответствующее постановление. С тех пор утекло немало воды. Проектировщиками рассматривалось порядка 30 вариантов размещения главных воздушных ворот Восточной Сибири, но большинство из них ломали копья о несоответствие экологическим либо экономическим стандартам, многие варианты не были одобрены Министерством обороны. Каждая новая авиакатастрофа, которая случалась в Иркутске и его окрестностях примерно раз в четыре года, заставляла снова обращаться к данной теме. Появления нового аэропорта требует и развивающаяся экономика региона. Вчера состоялись общественные слушания по проекту обоснования инвестиций в комплекс аэропорта Иркутск-Новый. Решать жизненно важные для города проблемы собрались представители администрации Иркутской области, специалисты проектных институтов — Иркутскгражданпроект и хабаровский Дальаэропроект, — представители Росавиации, а также Росавианадзора.

Падь Ключевая

Разработкой проекта аэропорта Иркутск-Новый уже не первый год занимается ОАО Иркутскгражданпроект. По мнению Андрея Макарова, генерального директора института, самым предпочтительным вариантом считается площадка в пади Ключевой.

Этот вариант размещения аэропорта обсуждается уже не первый раз. Удобное местоположение: в 36 км к западу от центра Иркутска и 24 км от Ангарска. Строительство объекта значительно удешевится за счет располагающейся поблизости развитой инженерной инфраструктуры, ЛЭП, собственных строительных материалов и оборудования, которые производятся в основном в Иркутске и Ангарске.

Строительство нового аэропорта в пади Ключевой выгодно еще и потому, что он будет располагаться в самом сердце агломерации, в пределах досягаемости объездной дороги вокруг Иркутска и в зоне действия междугородного рельсового скоростного транспорта.

По словам Андрея Макарова, размещение аэропорта за пределами агломерации значительно отодвинет развитие области. В пользу пади Ключевой высказался и Алексей Козьмин, президент Фонда регионального развития Иркутской области. Депутат Законодательного собрания обратил внимание на то, что согласие на финансирование строительства от федерального центра получено, однако правительство готово профинансировать только часть аэропортовой инфраструктуры.

— Это может быть взлетно-посадочная полоса, собственно аэронавигационный комплекс, ну и, возможно, еще какая-нибудь инфраструктура, — отметил Алексей Козьмин. — Строить аэровокзальный комплекс, оснащать его, создавать подъездные пути придется на свои средства. И средства на это необходимо искать через частные инвестиции.

Директор департамента инвестиционного развития и национальных проектов Иркутской области Андрей Пуцик и вовсе придает ведущее значение строительству нового аэропорта для развития агломерации.

— По стандартам удаленность аэропорта не должна превышать 40 км, — заявил Андрей Пуцик. — Другие площадки в этом случае отпадают из-за своей удаленности. К примеру, строительство аэровокзала в Поздняково или на Белой экономически непривлекательно и ставит под сомнение целесообразность строительства.

Руководитель департамента также отметил, что новый аэропорт в пади Ключевой впоследствии может стать хабом. Андрей Пуцик обрисовал перспективы новых воздушных ворот.

— Уже сейчас Иркутский аэропорт осуществляет сообщение по 92 направлениям, 22 из которых международные, — отметил чиновник. — И если старый аэропорт порой не справляется с потоком пассажиров, новый аэровокзал будет перевозить до 1 млн туристов в год.

Добро на размещение нового аэропорта долго не давали в Минобороны. Позже военные согласились с этим вариантом, но на одном условии: комплекс будет совмещать две базы — для гражданской и военной авиации.

Возможные варианты

Падь Ключевая — далеко не единственный вариант возможного размещения нового аэропорта. В разное время проектировщиками предлагались до 30 площадок под строительство нового аэровокзала.

Самым дешевым вариантом назывался и называется по сей день вариант переноса взлетно-посадочной полосы на территории действующего аэропорта на 33 градуса. По мнению специалистов, расположение действующего аэропорта неудобно по многим позициям. Во-первых, он располагается в черте города, что создает потенциальную опасность для жизни населения, во-вторых, шумовая обстановка в Октябрьском и Куйбышевском районах из-за движения воздушных судов оставляет желать лучшего. Да и метеообстановка на территории аэропорта не благоприятствует воздушному сообщению: испарения от Иркутского водохранилища регулярно создают туман.

Екатерина Протасова, руководитель отдела генплана города института Иркутскгражданпроект, считает этот вариант неприемлемым.

— Вопрос о повороте полосы обсуждался в 2000 году, — отмечает специалист института. — Тогда же обсуждалось развитие города и региона в юго-восточном направлении, в сторону озера Байкал. Поворот полосы закроет данное направление.

Представитель «Аэронавигации Восточной Сибири» дополнил доводы Екатерины Протасовой тем, что поворот полосы не изменит метеоусловий и не увеличит пропускной способности аэропорта.

Еще один вариант — Поздняково. Эта местность расположена северо-восточнее Иркутска, в 25 км от него. Этот вариант появился в 1989 году. Было разработано технико-экономическое обоснование, вроде бы даже начались строительные работы. Однако Министерство обороны этот вариант не одобрило, поскольку в этой местности располагается ракетная дивизия. Помимо того, там необходимо будет строить ЛЭП, керосинопровод, дорогу, мосты через Ангару. Вариант показался слишком затратным.

Белая-Северная — этот вариант появился у проектировщиков пару недель назад. Предложение поступило от Минобороны. Эта местность расположена в 110 км от Иркутска, в 130 км от Шелехова, в 60 км от Ангарска и более чем в 230 км от Большого Голоустного, будущей туристско-рекреационной зоны. Возведение аэропорта в этом месте поставит крест на развитии туризма в регионе. Также в минусах базирование дислокационных частей, строительство дополнительных железнодорожных путей и отсутствие персонала. Вряд ли кто из иркутян будет ежедневно преодолевать десятки километров, чтобы попасть на работу.

Выбор сделан

В итоге проектировщики и чиновники администрации пришли к выводу, что падь Ключевая является оптимальным вариантом для строительства аэропорта Иркутск-Новый.

К маю будет закончена разработка проекта, вся документация будет передана специалистам Главгосэкспертизы. В проекте обоснования инвестиций будут представлены все обсуждаемые варианты площадок и сделан вывод в пользу пади Ключевой. В случае согласия специалистов федерального ведомства с доводами проектировщиков строительству нового аэропорта больше не будет преград.

Метки:
baikalpress_id:  41 037