Буддийское искусство в Иркутске

Все больше в Иркутске стало выставок, связанных с восточной культурой. На прошлой неделе в отделе сибирского искусства Иркутского художественного музея имени В.П.Сукачева открылась необычная экспозиция — «Танка» Николая Дудко. Танка, или свиток — особое религиозное искусство тибетского буддизма, живописные сюжеты которого изображают Будду, сцены из жизни святых и великих учителей.

Николай Дудко, выпускник художественно-графического отделения педагогического училища Улан-Удэ, долгое время был, как он сам признается, «нормальным художником». В 18 лет сделал две персональные выставки в Киеве, чем мало кто из молодых художников Сибири может сегодня похвастать. Многие из его работ того времени до сих пор хранятся в частных коллекциях, в том числе и за рубежом. Но потом художнику вдруг стало скучно и тесно в рамках ортодоксального европейского искусства.

— Буддизм открыл мне другое измерение, европейская живопись не в состоянии дать этого, — объясняет Николай Дудко. — Заняться танка меня побудило качество этой живописи, в какой-то момент я решил познать непознанное.

Отрекшись от европейского искусства, Николай Дудко уже более 14 лет постигает буддийскую живопись, философию и культуру. Первыми духовными учителями его были лама Иволгинского дацана Дармадодди и настоятель Цугольского дацана Жимба-Жамсо Цыбенов, а также личный художник Далай-ламы XIV преподобного Ген Сангей Еше. В течение года Николай обучался в библиотеке тибетских рукописей и архивах (LTVA) в индийском городе Дхарамсала (штат Химчал Прадеш). В настоящее время он преподает рисунок и живопись танка в школе-студии Всебурятской ассоциации развития культуры.

— В XVII—XVIII веках храмы считались образовательными центрами, куда отдавали детей на воспитание, но потом появились светские школы, университеты. Теперь мы живем вне храмов, вне дацанов, — говорит Николай Дудко. — Танка — не только визуальный образ, это искусство, которое связано с небом, философией, буддизмом. Это то знание, которое я почерпнул от учителей и стараюсь донести до людей.

Даже самая мелкая деталь танка имеет свой смысл. Чтобы разгадать картину полностью, необходимы основательные знания восточной культуры — для начинающих в этом деле Дудко написал специальные аннотации к каждой танка.

— Канон в танка — как грамматика в языке; если человек знает основные правила, он сможет прочитать и написать. Грамматика танка — это символы, значение цветов, — поведал Николай Дудко. — К примеру, буддийская палитра состоит из пяти цветов. И каждый имеет свое значение: красный — могущество, синий — просветление, белый — чистота и т.д.

Для танка необходима льняная или хлопчатобумажная ткань, для особо важных изображений используют шелк. Работа над одной картиной долгая и кропотливая — занимает от трех-четырех месяцев до полутора лет. Чтобы выписать самые мелкие детали, по словам Николая Дудко, художнику приходится самому изготавливать кисти. В создании картины используются непрозрачные минералы: малахит, киноварь, аурипигмент, а также некоторые краски, приготовленные из растительного сырья. Они смешиваются с животным клеем и желчью, чтобы сделать танка более стойкой. Последней и самой важной частью танка является работа золотом. После окончания картина вшивается в парчовое обрамление, над которым работают специальные портнихи.

— В танка важна чистота, — рассказывает Николай Дудко. — Здесь не нужно самовыражаться. Мне не надо под каждой танка подписываться большими жирными буквами, что это моя работа. Это просто не принято. Я бываю на Востоке и вижу шикарные древние танка — история не помнит их авторов. Но к ним постоянно едут паломники — люди чувствуют исходящую от них энергию. По сравнению с этим имя художника не так важно.

Тем не менее, несмотря на жесткие каноны, танка постоянно развивается. По словам Николая Дудко, картины двенадцатого века колоритны, во многом являются образцом искусства, но они уступают при этом работам века восемнадцатого в тонкости и мастерстве рисунка. Танка двадцать первого века тибетских художников восхитительны, западные же, обучившись на Востоке, у себя на родине создают танка с помощью аэрографа, акрила и других современных материалов. В таком случае картины получаются быстрей, но самое главное — угнетается сама традиция танка, что, по мнению Николая Дудко, происходить не должно.

Загрузка...