Станция Тайшет кормит весь город

Поступления от железной дороги составляют половину бюджета города

История Тайшета неразрывно связана с железной дорогой. Именно с появления стальной магистрали началось строительство и заселение города. Первоначально это был небольшой населенный пункт, который обживали железнодорожники, а затем, с приходом первого поезда, сюда хлынул многочисленный поток переселенцев.

Первая изба города — батрака Конюхова

Во второй половине XIX века в России началось строительство сплошной, через всю Сибирь, железной дороги — Транссибирской магистрали. Она строилась отдельными ветками по всей протяженности Транссиба, и одним из участков стал Тайшетский.

В начале 1893 года на берегу горной речки Тайшетки среди тайги Канского уезда Иркутской губернии поселился инженер Манучаров, прибывший для строительства пути. Он сумел быстро развернуть работы: вырубались просеки, укладывались насыпи для путевой решетки. Одновременно возводилась насосная станция. Люди работали круглые сутки, в любую погоду.

Первую избу на месте будущего города построил батрак из села Бирюса Василий Конюхов. Он положил начало заселению первой улицы — Юго-Вокзальной. Началось масштабное строительство и самой станции: возводились здания паровозного депо, вокзала и другие постройки. К весне 1897 года завершилось строительство плотины на Тайшетке, где позднее были уложены первые километры подходных путей к приему первого поезда. Вместе с приходом поезда в Тайшет, тогда еще поселок, хлынули купцы, лавочники, ремесленники. 20 марта 1938 года Тайшету был присвоен статус города.

Комсомольская стройка и Озерлаг

В Тайшете сегодня железная дорога является градообразующим предприятием. 49% бюджета муниципального образования составляют налоги, которые поступают от «железки». Так, в 2007 году в бюджет поступило 188 млн рублей. На станции Тайшет сходятся три железнодорожные ветки: западная — Транссиб, южная — из Абакана, северная — Байкало-Амурская магистраль. Тайшет — это единственная станция, которую нельзя миновать, двигаясь по железным дорогам России с востока на запад и наоборот.

Тайшет известен как ворота БАМа — ударной комсомольской стройки. К сожалению, редко кто скажет, что здесь в свое время поработали и заключенные Озерлага — подразделения ГУЛАГа. По словам ветеранов станции, заключенные работали всегда под конвоем, жили на окраине города. Среди них было много известных людей.

— Это были политические заключенные, никого к ним не подпускали. Были среди них и заслуженные врачи, и учителя, — вспоминают ветераны-железнодорожники. — Рассказывают, что однажды узник-врач вылечил работницу станции и, по сути, спас ей жизнь.

«Мы дружим с безопасностью»

За время существования станция менялась, обновлялась, оснащалась современным оборудованием, техникой. В 60-е годы вместо одноэтажного деревянного здания вокзала отстроили новое. Четыре года назад в нем провели капитальный ремонт с евроотделкой, обновили комнаты отдыха, открыли сервис-центр.

Станция Тайшет — сортировочная. Здесь формируются грузовые и пассажирские поезда, меняются локомотивы и поездные бригады, сортируются вагоны по назначению следования, осуществляется прием и выдача грузов. В состав Тайшетского узла входят девять мелких станций: Юрты, Бирюсинск, Сосновые Родники и др. По словам Сергея Соловьева, заместителя начальника станции Тайшет по оперативной работе, на станции работают 7 сортировочных парков, имеется огромное количество подъездных путей. На балансе 14 локомотивов, из них 3 электровоза, которые занимаются выставлением, формированием и расформированием поездов.

— Мы формируем поезда во всех четырех направлениях: запад, восток, север и юг. В сутки сюда прибывает 118 поездов, отправляется 116. В прошлом году вагонооборот составлял около 14 700 вагонов. Для сравнения: в 2006-м — только 11 963. Возросли объемы грузов, увеличилась пропускная способность, — говорит Сергей Васильевич. — Раньше в товарном поезде было 45 вагонов, сейчас самый короткий состоит из 75, а есть и по 105—110 вагонов. Пути для таких поездов не предназначены, поэтому в этом году мы планируем их удлинить.

За 2007 год на станции не было зарегистрировано ни одного брака в работе. Как сказал заместитель начальника: «С безопасностью мы дружим».

На Тайшетскую станцию приезжают работать иркутяне

Всего штат станции составляет 492 человека. Наметились здесь и положительные демографические сдвиги.

— Сейчас у нас 23 женщины находятся в декретном отпуске, а 5—6 лет назад было 15—16 человек, — рассказывает Владимир Бочаров, заместитель начальника по кадрам. — У нас как раз такое предприятие, где работают преимущественно женщины. Много женских профессий, например приемщицы поездов, операторы станционно-технологического центра.

Приходилось проводникам и роды принимать. Два года подряд 13 января около станции Тайшет в пассажирских поездах рождались дети. Первый раз это случилось в 2005 году в поезде Хабаровск — Москва. Жительница Улан-Удэ ехала в Новосибирск в гости к родственникам. Тогда среди пассажиров удалось найти врача и медсестру, которые благополучно приняли роды.

Второй случай произошел ровно через год. Супруги ехали из Усть-Илимска в Красноярск поездом Благовещенск — Москва. В дороге у женщины начались схватки. Роды принимали проводница и врач, оказавшийся в поезде. Родившуюся дочурку счастливые родители назвали Ольгой — в честь проводницы, принимавшей роды. Каждый год на станцию прибывают молодые специалисты для устройства на работу и на практику.

— В последнее время наблюдается такая тенденция: трудоустраиваться приезжает много иркутян. А все потому, что Тайшетский узел динамично развивается. Здесь можно быстро сделать карьеру, дорасти до руководителя предприятия, — объясняет Владимир Иванович. — Как правило, у нас начинают с должности составителя поездов, потом работают оператором сортировочной горки, затем дежурным станции, маневровым диспетчером и доходят до заместителя начальника станции. Мне один работник рассказывал, что на какой-то станции три года после окончания института работал обычным башмарем. У нас такое просто невозможно. Уже через год 90% специалистов работают командирами среднего звена.

Кроме того, для молодежи мы стараемся создать самые благоприятные условия для работы. Помимо обычных льгот, которыми пользуются железнодорожники, им предоставляются льготы для приобретения жилья, так называемая корпоративная поддержка.

Восточно-Сибирская железная дорога субсидирует процентную ставку банковского кредита. Так что молодые специалисты погашают только сам кредит, а проценты платит компания.

На паровозах работали женщины-кочегары

На предприятии существует совет ветеранов, объединяющий работников дороги, отдавших многие годы железнодорожной отрасли. Надежда Герасько проработала на станции 37 лет, начинала списчиком вагонов.

— Мне было 18 лет, когда я пришла работать на станцию. Тогда еще фонари были керосиновые. Мы обходили вагоны, в руке был фонарь и натурный лист, куда записывали все данные о вагоне: вес, груз. Проверяли сцепку, — вспоминает Надежда Гавриловна. — После этого работала агентом бюро учета и инспектором отдела кадров. Сейчас эта должность уже по-другому называется. Работало много людей, у нас было тогда два подразделения: Тайшет I и Тайшет II.

 На первом принимали четные поезда, а на втором нечетные. В поездах была переходная площадка, сейчас это тамбур. И вот в самом последнем вагоне на грузовых поездах, помню, в тулупе с фонарем стоял сопровождающий и светил. По словам бабушки, работали они, когда еще ходили паровозы. Работа была тяжелая — поезда топили дровами, углем. Во время Великой Отечественной войны кочегарами работали женщины.

— Все равно весело было: люди работали добрые, хорошие. Отпуск был сначала 12 дней, потом сделали 18. И то — уйдешь и уже скучаешь: скорей бы на работу! В колхозы ездили — капусту рубили, копали морковь, картошку, турнепс. После работы часто собирались и праздники вместе отмечали, на демонстрации ходили, — улыбается Надежда Герасько. — Тем не менее дисциплина у нас была железная, не дай Бог на 1—2 минуты опоздать.

— Очень много кадров наковал Тайшет. Наши специалисты везде работают, по всей России, — подытоживает Раиса Коробейникова, председатель совета ветеранов станции Тайшет.

В этом году ОАО «РЖД» исполняется пять лет. Газета «СМ Номер один» не могла пройти мимо такого события. В рамках проекта «Точка на карте» редакция рассказывает о населенных пунктах региона, жизнь которых прочно связана с железной дорогой.

Метки:
baikalpress_id:  9 154