Мусорные герои и авторы вне времени

Что читают сегодня современные дети?

Любовь и уважение к печатному слову нам прививают с детства. Книга — лучший подарок, книга — верный друг и мудрый советчик. Об этом с первого класса нам твердят учителя. Но что читают современные дети и читают ли они вообще? Да и каждая ли детская книжка при нынешней свободе издательского рынка достойна внимания наших чад?

Пятиклассники — самые читающие

Дети читали, читают и будут читать — так считают сотрудники областной детской библиотеки имени Марка Сергеева. Хотя запросы юных читателей за последние десятилетия действительно изменились.

— В меньшей степени это коснулось малышей, — рассказывает Наталья Белова, заведующая отделом обслуживания читателей в возрасте до 10 лет. — Ребятишки во все времена любили стишки, потешки, сказки. А такие авторы, как Барто, Заходер, Маршак, — они, конечно, вне времени. Зато ребята постарше все чаще просят фантастику и детективы.

— Да, практически ни один наш читатель не обходит стороной серию детективов «Черный котенок». Что поделать, веяние времени, — делится наблюдениями Валентина Богомолова, заведующая отделом обслуживания читателей в возрасте от 10 до 15 лет. — Да и книги из серии «Любимые романы для девочек» на полках не задерживаются.

По словам библиотекаря, когда-то дети хорошо брали Крапивина, Кира Булычева. Дюма зачитывали до дыр. Сегодня эти авторы хоть и не столь востребованны, но все же читаемы. Вместе с тем ребята по-прежнему любят и Астрид Линдгрен, и Марка Твена, и Даниеля Дефо, читают Драгунского и Носова.

— По нашим наблюдениям, самой читающей группой можно назвать учеников 5—6-х классов. Ребята постарше тоже приходят, но в основном за справочной литературой и произведениями, которые проходят по школьной программе. Оно и понятно, времени на свободное чтение у них не остается.

Еще одно веяние времени, и на этот раз хорошее, — это появление большого количества справочной литературы. Яркие, красочные тома с превосходной полиграфией пользуются у ребят необыкновенным спросом. И, по словам библиотекарей, ребятишки, зачастую, берут их не для того, чтобы подготовить домашнее задание, а чтобы просто почитать.

Таня Гроттер, Гарри Поттер и мнение психологов

Но абсолютным, стопроцентным лидерством могут похвастаться сегодня произведения в стиле фэнтези. И первое место здесь, безусловно, занимает «Гарри Поттер».

— Да, сейчас это бестселлер. За седьмой частью ребята стояли в очереди. Порой просто приоткрывали дверь и кричали: «Пришла?» И мы сразу понимали, о чем идет речь. Помимо этого читают, конечно, Лукьяненко, Ника Пирумова и целый ряд зарубежных авторов, пишущих в стиле фэнтези. Очень большой популярностью пользуется Дмитрий Емец, создатель Тани Гроттер. Его книжек на полках чаще всего нет, они всегда на руках.

По словам специалистов, литература в стиле фэнтези все больше пленит и затягивает ребятишек. С каждым днем поклонников Гарри Поттера и знаменитых героев Толкиена становится все больше. Но стоит ли волноваться, если ребенок отдает предпочтение лишь фантастике или детективам. И нужно ли бить тревогу, если ребенок порой подменяет реальность книжным миром? С таким вопросом мы обратились к практикующим детским психологам Светлане Копейкиной и Оксане Минчик.

— Если ребенок запоем читает одни лишь детективы или книги в стиле фэнтези, на то есть причины, — рассказывает Светлана Копейкина, медицинский психолог детского приема областного психотерапевтического центра. — Может быть, ребенок лишь отдает дань моде, а может, в этих книжках он находит то, чего ему так не хватает в реальной жизни.

Тем более что, выбирая фантастику, ребенок выбирает по-своему красивый мир: мир благородства, побед, рыцарства. И такая литература, несомненно, заслуживает внимания детей. Взрослым тоже иногда хочется отвлечься от проблем, и мы обращаемся, скажем, к легким ироническим детективам. Это нормально и вполне объяснимо. Каждый ищет, что ему в данный момент ближе, что ему по душе.

— Все знают историю о человеке, который жил в бочке и замечательно себя при этом чувствовал, — добавляет Оксана Минчик, психолог иркутского детского сада № 28. — Так вот книги зачастую и выступают в роли той самой бочки, в которой человеку хорошо. Просто кто-то в бочке не задерживается, а кто-то остается в ней надолго, несмотря на все попытки окружающих поскорее его оттуда вызволить. За ребенком нужно оставить право пройти этот этап — этап единения с определенной книгой.

А библиотекари в свою очередь добавляют: интерес к фантастике и детективам был всегда, просто выбора сейчас стало больше. И на какие только ухищрения не идут сотрудники библиотеки, дабы заинтересовать ребят хорошей, стоящей литературой! Так, школьницам, что пришли за романами для девочек, обязательно предлагают познакомиться и с книгами Геннадия Михасенко о первой любви или с произведениями Осеевой «Динка» и «Динка прощается с детством».

— И, надо сказать, дети доверяют нашим советам, — рассказывает библиотекарь Валентина Богомолова. — А мы в свою очередь стараемся рекомендовать больше хороших, добрых книг.

Ужасы детской литературы

В России цензуры, как известно, нет, а потому и за качественным содержанием детской литературы никто не следит. Между тем книги на прилавках разные. Что только не встретишь порой на страницах детских книг! Так, совершенно случайно мне в руки попала книга из популярной нынче серии «Детский детектив». Ее содержание, мягко говоря, удивляет.

Да, молодежный сленг вполне уместен в детской литературе, но обилие слов вроде «втюрилась» и «заржал» несколько смущает. Да и что говорить, если главные герои — мальчик и девочка среднего школьного возраста, — прячась на улице от слежки, бурно целуются...

Сама же интрига детективного сюжета вертится вокруг больничного морга, где орудует банда санитаров, которые на золотых зубах умерших людей делают бизнес. Развязка сей истории происходит как раз в том самом морге, и автор книги, не скупясь, рисует нам картину места действия: «Мертвецы лежали на спине, уставившись в потолок. На синих губах застыла странная гримаса». В помощь автору художник снабдил описание черно-белыми иллюстрациями, а между тем книжка адресована детям среднего школьного возраста. Невольно возникает вопрос: чему же может научить подобная литература?

— Да, такие книжки встречаются и нам, — рассказывает библиотекарь Наталья Белова. — Красочные обложки, хорошая полиграфия, а внутри пустые. Как невкусные конфеты в ярком фантике. Комплектуя фонд, мы, конечно, тщательно выбираем издания, стараясь, чтобы подобной литературы в библиотеке не было. Однако иногда и всем известные добрые и хорошие сказки бывают крайне неудачно интерпретированы. Есть у нас, например, сказка «Белоснежка», в которой детально описывается, как принц носил главную героиню в хрустальном гробу, а потом уронил и разбил его...

— В подобных произведениях авторы, как правило, пытаются сыграть на тяге детей к чему-то страшному и неизведанному, — рассказывает психолог Оксана Минчик. — Кто не знает историй о красной руке или черном-черном человеке? Детский фольклор, подобный этому, существовал всегда. И тут, как и во взрослой литературе, очень много мусора. Гробы, морги, черно-белые рисунки застывших гримас мертвецов — это, конечно, страшно.

И если мы, взрослые, можем отсеять, забыть, обесценить подобную информацию, то дети, напротив, впитывают все. И очень часто, предлагая малышам пофантазировать, мы сталкиваемся с множеством мусорных героев: люди-пауки, черепашки-ниндзя, рейнджеры. Возможности этих героев во много раз превышают человеческие, но они не несут смысла, философии. Они стереотипны. И если у мальчиков это, как правило, всякого рода трансформеры, то у девочек безликие красавицы.

Детское восприятие не находит в них содержания, они не дают им фантазировать и творчески мыслить. И здесь нет психологической травмы, здесь просто огромное количество мусора. Его трудно убрать, и еще тяжелее чем-то его место заполнить.

Но в ответе за то, какую литературу читают наши дети и какие герои живут в их воображении, конечно, мы — родители. Ребенок не может купить книгу, он не зарабатывает денег. А потому ответственность лежит целиком и полностью на нашей совести.

— Можно, конечно, призывать к совести издателей и книготорговцев, — делится размышлениями Оксана Минчик. — Но мы скажем, что выпускать и продавать низкокачественную литературу — это плохо, а они ответят нам, что хорошо, потому как это приносит им баснословный доход. Ведь в конечном итоге, если бы мы не покупали, они бы не издавали.

Полезные советы

Лучшая книжка — сказка

Специалисты советуют: приобретая книгу, прежде всего ответьте на вопрос, для чего вы ее берете и что она даст вашему ребенку. Значение книги в жизни человека трудно переоценить, тем более в жизни ребенка. А потому и подходить к ее выбору надо серьезно.

Так, психологи советуют читать детям больше сказок. А еще лучше — сочиняйте их сами, и ребенок обязательно откликнется на игру и будет творить и фантазировать вместе с вами.

— Сказки — это кладезь народной мудрости, и мы питаемся ею до конца своих дней, — говорит психолог Оксана Минчик. — И «Колобок» и «Теремок», каждая из этих сказок — целая философская история. А если, прочитав книжку, вы обсудите ее с малышом, то и сами услышите от него много нового. Дети иной раз так интересно рассуждают!

Они говорят о неповоротливом медведе, который не поспевает за мышлением хитрой, изворотливой лисы, и проигрывают варианты того, а что стало бы с колобком, если бы он пел всем разные песенки. Не давайте мусорным героям овладевать душой и сердцем вашего ребенка. Пусть в нем живут только добрые и светлые образы, тем более что это во многом зависит от нас.

Комментарии

Нажмите "Отправить". В раcкрывшейся форме введите свое имя, нажмите "Войти". Вы представились сайту. Можете представиться через свои аккаунты в соцсетях. После этого пишите комментарий и снова жмите "Отправить" .

Система комментирования SigComments