Учителя и директора школ становятся управленцами

Первой группе работников системы образования Иркутска вручены в Байкальском государственном университете экономики и права магистерские дипломы по менеджменту, то есть науке управлять. Степень магистра получили директора и завучи школ, просто учителя и даже работники детских садов. Что это? Веяние ветреной моды или же серьезная жизненная необходимость?

По словам директора иркутской гимназии № 3 Александра Сопина, курсанты получили систематизированные и прочные знания, которых раньше не имели. Обучение велось по программе «Управление человеческими ресурсами», звание по окончании — магистр.

Александр Сопин считает, что обучение помогло в установлении нужных контактов с коллегами, таких, каких в рабочей текучке никогда не создашь. — Магистратура полезна и для учителей. Даже в том случае, если они не продвинутся по служебной лестнице на уровень завуча или директора, они получили качественный рост.

Директор школы № 31 Антонина Корочкина отмечает, что, помимо столь необходимых знаний основ экономики, права и управления, магистратура дала приток энергии, новых задумок и планов.

— А еще очень важно, — говорит Антонина Михайловна, — что преподаватели сразу установили со слушателями четкую обратную связь. Даже на лекциях возникали диалоги: преподаватели стремились дать именно те знания, которые нужны нам.

Среди магистрантов чуть ли не половину составили представители Ленинского округа г. Иркутска. Начальник департамента образования Ленинского района Валентина Перегудова говорит:

— По-прежнему справедливым остается лозунг «Кадры решают все». А кадровая проблема у нас достаточно сложная. Корпус директоров и завучей неизбежно стареет. Молодежь не очень-то спешит заменить их. Это понятно: с одной стороны, они ощущают недостаток знаний и умений управлять коллективом, что порождает неуверенность в своих силах. С другой стороны, современная управленческая работа требует высокой компетенции — не любому учителю можно доверить должность завуча или директора. Теперь из магистров мы сможем сформировать более полноценный кадровый резерв по школам и дошкольным учреждениям.

Эту же мысль подтверждает начальник департамента образования Иркутска Виктор Басюк. Он считает, что обучение в магистратуре очень важно, поскольку там дают необходимый уровень знаний по менеджменту, финансам, работе с кадрами.

— Город заинтересован в качественном росте управленцев системы образования, в подготовке кадрового резерва. Мы продолжаем готовить через магистратуру БГУЭП нынешних и будущих руководителей школ и дошкольных учреждений, — говорит начальник департамента образования Иркутска. В разработке и реализации плана магистерской подготовки сотрудников школ и детских садов приняли участие пять ведущих кафедр БГУЭП под руководством проректора по научной работе В.И.Самарухи.

Выполнение национального проекта «Образование» направлено как раз на повышение компетенций всех звеньев образовательной системы. Это достигается овладением современными знаниями, инновационными подходами в педагогической и управленческой деятельности, а также умением применять эти знания на практике. Этот проект магистерского обучения — полностью инновационный. Для его осуществления была разработана специальная программа, предусмотрены информационные ресурсы для ее выполнения. Впервые в России экономико-правовой вуз занялся повышением квалификации педагогов школ и дошкольных учреждений.

Ректор БГУЭП Михаил Винокуров сравнивает свою работу — работу ректора — с деятельностью директора школы. Но, по его словам, он изучал основы управления человеческими ресурсами еще на студенческой скамье института народного хозяйства, а при подготовке учителей в педагогических вузах подобной дисциплины нет. А потому учитель, выросший до завуча или директора школы, лишен необходимых знаний менеджмента, что, конечно же, не идет на пользу делу.

Кстати, в апреле 2007 года министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко отметил насущную необходимость повышения уровня квалификации руководителей школ как менеджеров. А в БГУЭП начали это делать еще в сентябре 2006 года.

Сейчас директора школ работают в рыночной среде, они обязаны ежедневно принимать множество важных управленческих решений — от нахождения способов зарабатывания денег до поиска путей повышения качества образования. Но никто не готовил из учителей менеджеров.

Положительно оценивая магистерский проект БГУЭП, мэрия Иркутска пришла к выводу о необходимости дать знания в области менеджмента и главным врачам лечебных учреждений города. Ведутся переговоры с администрацией Братска и Читы: кадровые проблемы здесь аналогичны. То есть подготовка магистров по программе «Управление человеческими ресурсами» уверенно осваивает новые территории.

Метки:
baikalpress_id:  9 044
Загрузка...