Иркутяне украшают жилища гобеленами и батиками

Художница Наталья Балакина говорит, что гобелен придется к телу любого жилья

По утверждению иркутской художницы Натальи Балакиной, давнего члена творческого объединения женщин «М’арт», гобеленом сначала надо заболеть, выносить идею, потом вырастить как собственного ребенка.

— Это не такая кропотливая работа, как может показаться. Скорее уж гобелены плетешь, так же как и воспитанием ребенка занимаешься: отвлекся на какие-то другие дела и продолжил воспитание. И вот он как-то незаметно появляется, как будто сам, и вырастает!

И действительно, гобеленов у Натальи, выросших как бы невзначай, очень много — вся мастерская заставлена. Со счету она уже давно сбилась. Частично они хранятся дома, есть и у друзей.

На прошлогодней выставке «Художественный текстиль» Балакина выставляла 20 гобеленов. Традиционная мартовская выставка интересна именно тем, что там всегда выставляются очень разноплановые художницы. Друг перед другом они невольно соревнуются, каждая в своем жанре и направлении. Вот гобелены и батики — это прерогатива Натальи Балакиной. Наташа считает, что батик рисовать так же просто, как и акварель, — просто натягиваешь ткань и наносишь краской орнаменты. Гобелены же могут оказаться и платками, и шарфами, и свитерами — все зависит от идеи и материала.

— Если гобелены — это искусство, пришедшее к нам с Запада, то батики — это Восток, — утверждает художница. — Ведь во Франции и Германии строили дворцы и замки из холодного камня, который надо было облагораживать и элементарно утеплять изнутри. Это были ширмы и покрывала одновременно. А вот батики расписывались в Китае и Японии только лишь для красоты. В последнее время и в Иркутске появляется спрос на украшение жилища гобеленами и батиками. Ведь по яркости воплощения, по уникальной способности сохранять тепло рук шерсть и шелк ни с чем не сравнятся.

 Недаром бухарские ковры до сих пор скупают как ценный антиквариат, несмотря на возможную ветхость. В наших суровых сибирских условиях гобелены очень хорошо сочетаются с каминами. Кстати, картина не всегда вписывается в интерьер деревянной или кирпичной стены, а вот гобелен, как ни странно, всегда приходится к телу любого жилья.

Балакина неоднократно создавала знакомым особый дизайн жилья, состоящий из гобеленов (примерно как дизайнер одежды создает новую коллекцию одежды под новый сезон). В паре со своей подругой Юлией Гальченко, дизайнером одежды, Наталья Балакина и создала неповторимый натюрморт росписей из батика на одной из совместных выставок. Женщины тогда были сами в умопомрачительных расписных балдахинах из шелка и предлагали примерить любое платье всем желающим.

Балакина, как правило, использует традиционный принцип композиционного решения текстильного изделия — соблюдение единой плоскости стены. Такое построение композиций гобеленов основано на ритмическом повторе отдельных мотивов, будь то цветовое пятно или силуэтное изображение конкретного предмета. Но в иных работах наша ткачиха смело трансформирует эту плоскость или даже предлагает кулисную трактовку пространства. Например, как в гобелене «Золотой дождь» — задник выполнен плотным плетением черно-сине-серебристой гаммы, почти как небольшой островок природы, а струи дождя объемно устремлены книзу, отдаляя землю от реальности.

— От длины петель зависит четкость деталей рисунка — длинные петли делают его как бы размытым. А прием «жемчужного переплетения» предполагает использование толстой нити, а вместо палочки — вязальные спицы толщиной до пяти сантиметров, от этого петли кажутся рассыпанными тут и там жемчужинами.

Наташа уверяет, что импровизация — главное, что позволяет ей не уставать от творчества. Предпочитает работать в технике гладкого ткачества, попутно применяя ворсовую технику. Художница достаточно изобретательна в исполнительском мастерстве, а эмоциональное воздействие на предполагаемого зрителя — главная идея, пронизывающая каждый самотканый ковер, в котором отражаются все чаяния и печали женской натуры...

— Никогда не перестанут привлекать людей древние ремесла. Никакие блага цивилизации не заменят потребность в творчестве. Поверьте, это такая отдушина и терапия!

 Справка «СМ Номер один»

Самые ранние из сохранившихся немецких шпалер, то есть гобеленов, — немецкие. XII век донес до наших дней такие шедевры ткачества, как «Карл», «Ангелы» и «Апостолы». Ткачи Средневековья работали преимущественно в монастырях или даже в небольших семейных мастерских. Были странствующие ткачихи в богатых домах, работавшие по спецзаказам. Украшать стены гобеленами начали в Средние века на юге Европы. Первоначально сюжеты заимствовались из настенных росписей.

В замках шпалеры развешивали на ткани, переходя от одной стены к другой. Их использовали и как балдахины в спальнях, мягкие перегородки в огромных залах, поэтому ранние гобелены похожи на длинные древние свитки. Тогда часто использовались библейские сюжеты, равно как и в живописи Средневековья. В Россию гобеленное ткачество пришло благодаря Петру I.

Метки:
baikalpress_id:  21 990