Каким быть Иркутску в новом веке?

Будущий облик областного центра создают иностранные студенты

«Застроим Иркутск деревянными домами!», «Срастим агломерацию зелеными зонами!», «Дадим вторую жизнь общественному транспорту!» — под такими лозунгами проходит на базе ИрГТУ очередная сессия Международного байкальского зимнего градостроительного университета. Ее главной темой стала стратегия развития центрально-исторической части Иркутска. Отметим, что возможные решения по данной теме заинтересовали Фонд регионального развития Иркутской области, который занимается разработкой агломерации Иркутск — Ангарск — Шелехов.

Не надо превращать Иркутск в музей!

За три недели, которые продлится нынешняя, девятая по счету, сессия, командам, собранным из студентов Иркутска, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Красноярска, а также Монголии, Канады, Германии, Китая, Франции и Алжира, предстоит сделать немало.

Участники нынешней сессии — в большинстве своем иногородние студенты градостроительных специальностей. Прибыв в Иркутск, ребята вначале познакомились с городом, будущим которого им предложено смело распоряжаться. После многократных экскурсий градостроители и транспортники выступили перед участниками сессии, рассказав о проблемах города. Лишь после этого студенты начали создавать собственные проекты будущего Иркутска не без оглядки на имеющиеся в городе наработки. Во всех работах звучала одна мысль: необходимо сохранить историческое наследие города, при этом не превращая его в музей.

Одна из команд не захотела отказываться от ветхих деревянных строений, которых полно в центре Иркутска, а предложила строить новые современные деревянные дома, но со всеми удобствами. Такие здания, по мнению ребят, будут идеально гармонировать с историческими ветхими застройками. В такие домики можно будет селить туристов, жаждущих местного сибирского колорита. Агломерация: какой ее видят студенты?

Ознакомившись с планами администрации Иркутской области относительно создания агломерации, группы наперебой предлагали варианты своего видения большого Иркутска.

Мнения, как это обычно бывает, кардинально отличались. Одна из команд предположила, что Иркутск в составе агломерации потеряет то значение, которое имеет сейчас. Это в какой-то степени связано со строительством нового аэропорта между Иркутском и Ангарском.

Другая команда предложила разгрузить областной центр в части выполнения им различных функций. К примеру, ребята увидели в Иркутске возможность развития науки и культуры, остальные же функции областного центра предлагалось перенести в Ангарск и Шелехов. А научные знания, добытые учеными в Иркутске, представлялось возможным импортировать в другие составляющие агломерации, где они были бы вполне применимы.

Кто-то предлагал разделить город на четыре части, а кто-то на пять. В таких проектах центр выполнял бы административную функцию, в других условно разделенных частях располагались бы университеты, бизнес-центры, туристические объекты.

А для того чтобы три объединяемых города не слились в единую урбанизированную территорию, ребята предложили развивать зеленую межгородскую зону.

Пешеходный центр Иркутска

А пока студенты, местные и иностранные, размышляли о возможном воплощении своих идей, главный архитектор области Алексей Буйнов обратил внимание ребят на главную проблему исторических городов — транспорт, к решению которой многие команды так и не подошли.

Узкие улочки Иркутска не могут обеспечивать должную проходимость все возрастающему количеству машин. Но и на этот вопрос участники сессии пытались найти ответ. Одни предложили сделать центр и вовсе пешеходным, пустив по нему лишь общественный транспорт, а также личный транспорт живущих в центре людей. Другие участники сессии посчитали невозможным полностью запретить проезд в центре города, а во избежание пробок предложили проложить трамвайные пути близ пешеходной зоны и создать парковки внутри исторической части города.

Эксперт

Дмитрий Савельев, директор департамента экономического развития Фонда регионального развития Иркутской области:

 «Мы уже были партнерами Зимнего университета в прошлом году. И были приятно удивлены высоким качеством работы и творческим подходом к проектированию, которые показали студенты. Поэтому решили учредить постоянную премию для того проекта, который будет лучше других соответствовать определенным критериям.

В первую очередь это гармоничное совмещение различных функций. В России обычно центр города выполняет и административную, и историческую, и деловую, и торговую функции, а также является центром притяжения туристов, так как именно в центре сохраняется историческая застройка. Все это создает множество неудобств как для жителей города, так и для гостей.

Второй критерий — насколько студенты БЗГУ смогут совместить новые веяния в архитектуре и историческое наследие? И третий критерий — сделать центр города удобным не только для жителей, но и для гостей.

Метки:
baikalpress_id:  21 979