В Иркутске машины эвакуируют вместе с детьми

Владельцы незаконно эвакуированных машин отстаивают свои права в суде

Эвакуация машин, припарковавшихся в неположенном месте, сегодня стала неотъемлемой частью городской жизни. Машины эвакуируют по нескольку десятков в день. Объемы эвакуированного транспорта возрастают. И если раньше ГИБДД пользовалось только арендованными эвакуаторами, то теперь обзавелось двумя своими, купленными за счет городского бюджета. Как показала практика, нередко инспекторы ГАИ поступают незаконно. Выполняя свою работу, они не обращают внимания на присутствие владельца эвакуируемой машины. Не так давно вместе с машиной сотрудники ГИБДД эвакуировали ребенка. Иркутские автовладельцы решили пресечь противозаконные действия инспекторов ГИБДД. Многие из них готовят жалобы в суд, а один иркутянин уже выиграл процесс.

За день на штрафплощадку увозят 50—60 машин

Эвакуация автомобилей на улицах Иркутска, как, впрочем, во всех крупных городах страны, началась в прошлом году. Руководствуясь постановлением правительства, сотрудники ГИБДД вместе с эвакуаторщиками расчищали городские транспортные артерии.

Сначала эвакуаторами были охвачены улицы Фурье, Ленина, Дзержинского, Карла Маркса — там чаще всего возникают пробки. Теперь география, охваченная эвакуаторами, заметно расширилась. Под зоркое око инспекторов ГИБДД попал транспорт на Советской, Партизанской, Байкальской, Сухэ-Батора. В Иркутске за день на штрафплощадку в среднем попадает 60 машин. По городу ездят 11 эвакуаторов. Два принадлежат городу, остальные являются собственностью ООО Транспарк. С этой организацией у администрации и ГИБДД заключен контракт. Изначально сотрудники ГИБДД работали только с машинами этой компании.

Следуя постановлению, сотрудники ГИБДД все же его нарушают — часто эвакуируют машину в присутствии ее владельца. До недавнего времени иркутские автомобилисты молчали, считая, что сотрудники ГИБДД правы, пока один из них не возмутился...

Иркутяне начали защищать свои права в суде

Первым обиделся на неправомерные действия сотрудника ГАИ иркутянин Алексей Лазуткин. В сентябре машину Алексея эвакуировали прямо на его глазах. Мужчина на пять минут забежал в магазин на улице Карла Маркса (запрещающего знака не заметил, потому как он был плохо виден), а когда вернулся, его автомобиль уже активно эвакуировали. И как ни просил подоспевший вовремя автовладелец отдать ему машину, инспектор ГИБДД был неумолим.

Чтобы вернуть автомобиль со штрафстоянки, Алексею пришлось оплатить услуги эвакуатора — 1270 рублей, а также штраф за неправильную парковку — 300 рублей.

Алексей был уверен в том, что действия сотрудника ГИБДД незаконны, и решил доказать это в суде. Рассмотрев жалобу автовладельца, Кировский районный суд Иркутска признал действия сотрудника ГИБДД незаконными и обязал выплатить владельцу оштрафованного автомобиля моральный ущерб в размере пяти тысяч рублей.

Эта сумма — минимум, что мог высудить водитель. Ведь владельцу эвакуированного транспортного средства приходится немало тратиться. К тому же если машина простоит на штрафплощадке более трех часов (а это произойдет неминуемо, пока вы будете искать ваше транспортное средство и платить по счетам), то готовьтесь расстаться с 14 рублями за каждый час. Стоит прибавить к этой сумме затраты на услуги такси, которое довезет вас до арестплощадки.

Ребенка увезли на штрафплощадку

Впрочем, Алексей первый, но далеко не последний водитель, у кого машину увезли прямо из-под носа. К иркутскому юристу Сергею Прокопьеву обратилось уже несколько водителей, пострадавших от произвола сотрудников ГИБДД. Так, одна иркутянка припарковалась у входа в больницу. Вышла из автомобиля и направилась в лечебное учреждение. В машине оставались сумки с продуктами и спящий ребенок. Когда женщина вернулась к машине, она увидела, что автомобиль эвакуируют вместе с малышом. От покачивания подвешенной машины ребенок проснулся и заплакал, но эвакуирующих это нисколько не беспокоило. Они продолжали работу.

«Я владелица машины, — обратилась женщина к сотруднику ГИБДД. — Отдайте ребенка и забирайте машину». Сотрудники ГИБДД отдали ребенка, а машину увезли.

С ее подругой произошел подобный же случай. Теперь женщины собираются вместе защищать свои права в суде.

— Все остальные владельцы машин, которые попали в подобную ситуацию, должны знать, что машину не имеют права эвакуировать, если хозяин находится рядом. Максимальное наказание в этом случае — штраф за стоянку в неположенном месте, — говорит Сергей Прокопьев.

 «О ситуации надо доложить властям»

Анатолий Капустенский, советник главного федерального инспектора по СФО, ситуацией с эвакуацией машин озабочен не менее водителей, боящихся оставлять машины на улицах города.

— Ко мне обращались два человека, — рассказывает советник. — У одного водителя пытались поднять машину и отвезти на штрафстоянку, а в машине находился ребенок. Владелец автомобиля пытался остановить работы, просил, чтобы ребенка отдали, а ему в ответ: «Не надо тонировать окна!»

Другой случай произошел в центре города, возле больницы. Мужчина приехал в лечебное учреждение с ребенком, который получил травму ноги. Водитель оставил машину и отправился с ребенком в больницу. Когда оба вернулись, машины на месте не было.

Советник федерального инспектора считает, что для изменения существующей ситуации, когда машину увозят на глазах ее владельца, необходимо принимать конкретные меры.

— Жалобы надо собирать от граждан, анализировать ситуацию, почему так происходит, и принимать конкретное решение, пусть даже на уровне законодательной власти. Нужно больше давать информации в СМИ. От ГИБДД должна поступать информация о том, где можно оставлять машины, хотя бы временно.

Эвакуация как бизнес

Сейчас процесс эвакуации неправильно припаркованных машин отлажен до мелочей. Потому что эвакуация стала выгодным коммерческим делом, бизнесом, поразительно похожим на вымогательство.

Руководство ООО Транспарк, эвакуирующее машины по договору с ГИБДД, подумывает о закупке новых эвакуаторов и повышении цен за услуги. Можно ли оградить себя от эвакуации? Наверное, для этого следует передвигаться по городу пешком или очень внимательно изучать знаки, прежде чем парковаться.

По наблюдениям водителей, существует некая избирательность в процессе эвакуации. В основном увозят на арестплощадку машины среднего класса. Джипы, дорогие машины и отечественные авто подвергаются эвакуации значительно реже. Случайность это или намеренное действие? Иркутские автомобилисты объясняют это просто: с владельцами дорогих машин связываться не хотят, с владельцев отечественных авто взять нечего, а джипы тяжелы для эвакуации, можно повредить машину.

Метки:
baikalpress_id:  8 969