Сагаалган в этом году начнет новый 12-летний цикл

Следующие годы, считают буддийские ламы, станут эпохой нанотехнологий

Сагаалган, буддийский, бурятский Новый год, наступает в этот раз в ночь с 7 на 8 февраля. Приверженцы буддизма и шаманизма, восточные и западные буряты и по сей день спорят, кто и как отмечает этот праздник. Некоторые считают, что это только шаманский праздник, другие относят его исключительно к буддийский традиции. Но, как бы то ни было, с течением времени традиция стала общей. В советское время праздник считался религиозным, и верующие тихонько отмечали его. С начала девяностых годов к празднованию Сагаалгана присоединялось все больше людей. Скоро праздник стал официальным в Бурятии, а через несколько лет — и в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе.

Пока луна остается большой

Дата Сагаалгана вычисляется специально на каждый год — ведь праздник начинается с полнолуния. Точнее говоря, с первой луны после того, как закончилась зима. Причем начинают отмечать его не в 12 ночи, а с восходом солнца — то есть в этом году к утру 8 февраля. В старину Сагаалган отмечали до зимы — в октябре, когда заканчивались работы и шаманы просили благополучной зимовки для людей и скота.

Кстати, в старину, когда календари не были распространены и люди имели весьма расплывчатое представление о летосчислении, именно в Сагаалган к возрасту человека прибавляли год.

Праздник продолжается, пока луна большая, то есть пока она не начнет убывать. В этом году Сагаалган в Иркутской области закончится только 24 февраля большим заключительным концертом в Иркутском музыкальном театре. Главный праздник в УОБАО состоится 22 февраля в Усть-Орде. До этого праздники пройдут во всех крупных населенных пунктах округа. Каждый поселок информирует соседей о том, когда будет Сагаалган.

Таким образом поддерживается древняя традиция во время праздника ходить в гости. В старину праздник назначался на тот момент, когда наступала передышка в работе. У людей появлялось свободное время, и они ездили навещать друзей и родственников. В этом году, объявленном в России Годом семьи, делается упор на проявление уважения к старшим родственникам, поэтому нужно навещать пожилых родителей, дедушек и бабушек.

Белая пища

«Сагаалган» означает «белый месяц». Традиция Сагаалгана, так же как и других праздников, основана на годовой цикличности. Пережили суровый зимний период, коровы приносят приплод, много молока, а значит, много пищи — это и есть повод для праздника. Белый цвет символизирует благополучие, достаток, спокойствие — в общем, все хорошее.

Исследователь Доржи Банзаров считал, что название происходит от бурятского «цага» — «творог». На столе во время празднования должна быть белая пища. Впрочем, сейчас достаточно, чтобы на столе стояла пиала с молоком или сметаной. Угощением должны быть позы (буузы — по-бурятски) и белый монгольский чай — зеленый с молоком. Причем белую пищу по бурятской традиции нельзя брать острым — вилкой, ножом. По традиции же во время Белого месяца нужно совершать как можно больше благих дел — подавать нищим, кормить голодных, не обижать собак. За благодеяния отпускаются грехи. Отсюда идет и современная традиция как можно лучше, обильным столом встретить гостя.

Саган Убугун и Балдэн Лхамо

Считается, что один из главных персонажей Сагаалгана — Белый Старец, по-бурятски Саган Убугун. Однако традиционно Белый Старец не приходит именно в праздник. Считается, что он приносит мир и благополучие, покой и равновесие во всех делах.

Кроме того, в селах округа верят в Белую Старуху Лхаму, которая приходит в эту ночь и ведет пересчет живым душам. Если кто-нибудь из семьи уснет в первую ночь Сагаалгана, то она примет уснувшего за мертвого и лишит своих милостей, поэтому нельзя спать. Специалисты, занимающиеся бурятской культурой, считают, что Белый Старец и Белая Старуха в таких трактовках — не более чем современное художественное народное творчество.

Старец действительно добуддийское божество, которое заняло популярное место и в буддийском пантеоне. А вот Белая Старуха — это вольная народная трактовка буддийского божества, которого буддисты действительно встречают в новогоднюю ночь.

— Накануне Нового года приходит Балдэн Лхамо. Мы убираем, подметаем пол, чистим статуэтки. Освящаем и обновляем подношения. И до утра не спим, ждем Балдэн Лхамо, защитницу веры, — рассказывает настоятель Иркутского дацана Биликто-лама. Балдэн Лхамо — одна из основных защитниц веры и учения. Это единственная богиня среди 10 главных гневных божеств — защитников буддизма, является повелительницей демонов.

— Мы просим счастья, везения и удачи в наступившем году. Потом делаются подношения святыням. Во дворе разжигается маленький ритуальный костер, в котором сгорает все плохое.

Нанотехнологии и экономический крах

По восточной традиции наступивший 2008 год является началом нового 12-летнего цикла, связанного с учением о колесе времени. Это учение стало основой календарной системы Тибета в 1027 году. Биликто-лама считает, что следующий цикл будет временем нанотехнологий.

— По буддийскому календарю это 2558 год. Символ этого года — мышь. Она открывает 12-летний цикл. По легенде, на зов Будды первой прибежала мышь и он удостоил ее такой чести. Если взять предыдущий цикл, который начался в 1996 году, и проанализировать его, то главные достижения за это время — компьютерные технологии и сотовая связь. А сейчас будут развиваться нанотехнологии. Никто не знает в точности, что это такое. Но они в следующие 12 лет получат необыкновенное развитие.

И это приведет к улучшениям. Человек становится умнее, мудрее. Может, случится экономический крах, рухнет существующая денежная система. Возможно, люди придут к новой системе, найдут новый денежный эквивалент. Спросите, откуда я это знаю? Нужно медитировать, поддерживать связь со Вселенной. И в новом году хочу пожелать всем добра, удачи, благ земных, толерантности.

Метки:
baikalpress_id:  8 909
Загрузка...