Где пройдет скоростной трамвай?

Разработано три варианта рельсовой линии Ангарск — Иркутск

В октябре прошлого года Фонд регионального развития Иркутской области (ФРРИО) заказал ОАО ИркутскгипродорНИИ разработку концептуального проекта высокоскоростной пассажирской рельсовой линии Ангарск — Иркутск, которую предполагается построить для того, чтобы житель будущей агломерации мог добраться из любой ее точки до административного центра, расположенного в Иркутске, не более чем за 60 минут. Первый этап работы — вариантное трассирование — уже завершен, а в феврале концепция, включающая в себя технико-экономические расчеты и инвестиционную заявку, должна быть готова полностью.

Нужен ли трамвай?

Сергей Широких, начальник комплексного дорожного отдела № 2 ОАО ИркутскгипродорНИИ, подчеркнул, что выполняемая работа по трассированию является лишь концепцией. По ее завершении необходимо будет подготовить обоснование инвестиций, а затем разработать непосредственно проект. На это может уйти не менее двух лет.

Кроме того, не исключено, что разработанные варианты трасс могут быть отклонены, и тогда придется искать новые пути прокладки рельсовой линии. Также проводимые расчеты могут показать, что строительство дороги для скоростного трамвая, стоимость самого транспортного средства и затраты на их содержание себя не окупят. В этом случае нужно будет думать о других способах решения проблемы.

— Концепция разрабатывается для того, чтобы посчитать экономическую эффективность строительства рельсовой линии. Возможно, по ней некому будет ездить и она не будет себя окупать, — отметил Сергей Широких. — Известно же, что в Москве была построена монорельсовая дорога между станциями метро «ВДНХ» и «Тимирязевская», на создание монорельса ушло более 200 миллионов долларов, ежегодное содержание обходится в 5—7 миллионов долларов, а в день по этой дороге ездят 60 человек. Она абсолютно убыточна.

По некоторым данным, скоростной трамвай считается экономически эффективным, когда по одной колее в сутки проезжает не менее 7000 пассажиров, при этом интервал движения должен составлять 15 минут.

«Бомбардир» нам поможет

Скоростной трамвай — это транспорт, который не перескает никаких дорог, его путь не преграждают светофоры. Составы трамвая удобны для пассажиров — в них, как в вагоны метро, можно войти, не забираясь по ступенькам.

По мнению Сергея Широких, в России таких подвижных составов нет, как нет и опыта по проектированию и строительству подобных рельсовых линий. Монорельс для сибирских условий не подходит; трамваи, которые именуют в России скоростными, можно назвать таковыми лишь условно, и поэтому для того, чтобы осуществить планы по воплощению в жизнь идеи запуска скоростного трамвая, необходимо анализировать мировой опыт.

Изучив характеристики некоторых трамваев мира, разработчики концепции проекта взяли в качестве образца немецкий состав корпорации «Бомбардир», который может развивать скорость до 100—150 километров в час. В то же время в Китае и Японии есть поезда, развивающие скорость до 300 километров в час, но для наших условий это неприемлемо.

Согласно разрабатываемой концепции, на разных участках предполагаемых трасс скорость трамвая может существенно отличаться, и в среднем составляет от 67 до 82 километров в час. При этом время, за которое трамвай преодолевает путь от Ангарска до Иркутска, оценивается в среднем в 32—36 минут.

Транссиб или автодорога?

В настоящее время специалистами ОАО ИркутскгипродорНИИ разработано три варианта прохождения трасс высокоскоростной рельсовой линии. В двух случаях для движения скоростного трамвая используется действующая железная дорога. Так, вариант № 1 предусматривает строительство присыпной двухпутной линии вдоль трассы Транссиба до остановочного пункта «Горка», а также использование существующего железнодорожного пути до конечного пункта — станции Иркутск-Пассажирский.

Общая протяженность трассы составляет 40 километров, средняя скорость движения — 67 км/час, а время в пути — 36 минут. Кроме того, в концепции рассчитано время, за которое пассажир может с ж/д вокзала добраться до Центрального рынка общественным транспортом. Таким образом, общее время в пути от Ангарска до Центрального рынка Иркутска по первому варианту составляет 59 минут.

Второй вариант предполагает использование отдельных присыпных путей вдоль трассы Транссиба до станции Вересовка. Далее трамвай движется вдоль существующей ж/д ветки до автомобильной дороги, потом по присыпному пути идет вдоль федеральной дороги М-53 до развязки с улицей Трактовой, а затем выходит на трамвайные пути, которые, согласно генплану Иркутска, могут быть построены на улицах Трактовой и Джамбула.

Протяженность данной трассы составляет 44 километра, средняя скорость в пути 82 км/час, а время в дороге — 32 минуты. С учетом же пересадки на общественный транспорт, идущий до Центрального рынка, общее время в пути увеличивается до 55 минут.

Третий вариант самый дорогой. Он предусматривает использование существующих автомобильных дорог и пятого моста через Ангару, который, согласно генплану, может связать поселок Кирова с центральной частью Иркутска. В третьем варианте трамвай выезжает из Ангарска и идет по присыпному пути вдоль автодороги до пересечения с трассой М-53. Затем он движется вдоль трассы федеральной дороги до развязки с улицей Трактовой, после чего выезжает по трамвайным путям, которые, возможно, будут построены на Трактовой, проходит через поселок Кирова, пересекает предполагаемый мост через Ангару, а потом едет по Франк-Каменецкого и улице Октябрьской Революции до автовокзала.

В данном случае протяженность пути увеличивается до 45,6 километра, средняя скорость движения составляет 81 км/час, а время в пути — 34 минуты. Учитывая временные затраты на то, чтобы добраться от автовокзала до Центрального рынка, весь путь занимает 47 минут. Следует также отметить, что трамваи движутся в обоих направлениях. Во время пути предполагается остановка в Мегете.

Хватит ли пассажиров?

Сергей Широких подчеркнул, что пока это только предполагаемые направления движения скоростного трамвая — изыскательские работы не проводились, да и варианты с использованием железной дороги находятся под вопросом — необходимо будет пристраивать третий путь, а это довольно сложно. К тому же при разработке концепции специалисты ОАО ИркутскгипродорНИИ руководствовались генеральным планом Иркутска, но транспортной структуры развития в нем нет.

— Варианты разработаны, однако это не говорит о том, что так оно все и будет, — отметил Сергей Широких. — Пока неизвестно, сколько стоит скоростной трамвай корпорации «Бомбардир» и какие составы лучше использовать — электрические или дизельные. Каким образом скоростной трамвай впишется в транспортную структуру Иркутска, тоже пока неясно. Предложений было много, в том числе и фантастических — тоннели, мосты, эстакады. Хотя фантастики здесь, в принципе, нет — при наличии средств все возможно.

Чтобы трамвай стал реальностью, необходимо еще провести огромную работу по расчету пассажиропотоков. На это может уйти год-полтора. Необходимо выяснить, какое конкретно количество населения постоянно ездит на работу или учебу из Ангарска в Иркутск и обратно. А если встанет вопрос о продолжении трасс до Шелехова и предполагаемого к строительству аэропорта в пади Ключевой, то нужно будет проводить дополнительные исследования и разрабатывать соответствующие проекты.

Эксперт

Опыт Европы можно применить в Сибири

— Скоростной пассажирский транспорт агломерации необходим, — считает Игорь Жук, исполнительный директор Фонда регионального развития Иркутской области. — Мы остановили свой выбор на электрическом транспорте по двум основным причинам: во-первых, он намного экологичнее, чем привычные нам автобусы, а во-вторых, он не зависит от пробок на дорогах. В Европе скоростной рельсовый транспорт — трамваи, монорельсы, скоростные электрички — давно стал привычным и повседневным. Сейчас вся Европа следит за разработкой поезда, который будет перевозить пассажиров со скоростью 300 км/ч.

Предполагается, что такие поезда станут основой пассажирских перевозок во всей Европе. Мы считаем, что опыт Европы можно применить и у нас в Сибири. Нужно сделать перемещение между городами и населенными пунктами агломерации максимально удобным, что будет способствовать экономическому росту на территории.

Загрузка...