Мэрия составила черный список строителей

В Иркутске горят стиральные машины и телевизоры

Почти 1,5 миллиона рублей удалось отсудить отделу по защите прав потребителей в пользу своих клиентов за 2007 год. Более всего иркутяне жалуются на качество товара. На втором месте претензии по его безопасности. Причем эти претензии вполне обоснованны: зафиксированы случаи самовозгорания стиральной машины и телевизора. Впрочем, в практике отдела бывают и весьма странные жалобы: случается, что покупатели требуют поменять телефон, потому что он не подошел по цвету.

Иркутяне продолжают бороться с маршрутчиками

По словам Виктора Низовцева, начальника отдела по защите прав потребителей, в 2007 году количество обращений выросло на 12% по сравнению с предыдущим годом. За правовой помощью обратились 5726 иркутян, с письменными жалобами — 239. Больше всего потребители жалуются на сферу торговли, туристические и бытовые услуги, услуги риелторов, долевое строительство и др.

— 70% обращений связаны с торговлей, в основном это жалобы на качество товара, реже на безопасность. У нас было два случая: самовозгорание телевизора и стиральной машины, — рассказывает Виктор Низовцев. — В первом случае предприниматель, который продал такой товар, компенсировал стоимость и понесенные убытки, а дело о стиральной машине находится в суде.

Совершенно неожиданный прирост дали претензии на транспортные и образовательные услуги. Горожане продолжают бороться с курением в маршрутках и вынужденным прослушиванием блатной музыки, а также жалуются на то, что им не возвращают деньги в междугородных автобусах, в случае если они пытаются сдать билеты.

— Люди не намерены с этим мириться и поэтому обращаются к нам за консультацией. Хотя надо сказать, что перевозчики с пониманием относятся к просьбам пассажиров и приносят свои извинения. Повторно к нам никто не обращался, — говорит Виктор Низовцев.

Дело о серебряной монете

Продолжают иркутяне жаловаться на услуги риелторов, потребительское кредитование и долевое строительство.

— При участии нашего отдела был создан важный судебный прецедент. Свердловский суд признал незаконным взимание банка с заемщика комиссии за ведение ссудного счета. Также в Октябрьском суде была пресечена попытка крупной строительной организации поднять цену за квадратный метр, в то время как договор долевого строительства уже был заключен.

Как отметил начальник отдела по защите прав потребителей, в отделе есть так называемые черные списки, куда входят все строительные организации, которые недобросовестно относятся к своим клиентам.

— Мы не можем сказать, что они совсем недобросовестные, но и тех, которые работали бы идеально, нет. Нарушения начинаются уже с договора, где так или иначе ущемляются права потребителей. Нарушения разные, основной бич — просрочка сдачи объекта. У потребителя есть право требовать неустойку. В прошлом году были выиграны дела, связанные с почтовой службой, ювелирной фирмой, салонами мебели, бытовой техники.

— Был любопытный пример с отказом одной ювелирной фирмы в принятии подарочного сертификата, поскольку с момента его получения истек год, — делится Виктор Низовцев. — У нас в практике всегда есть несколько интересных и неординарных случаев.

Как-то раз в отдел обратилась женщина, которая купила серебряную монету номиналом 3 рубля, выпущенную в честь памятной даты. Стоимость ее была 2000 рублей. Монета была продана в специальном контейнере. Затем она решила ее вернуть в банк, но там отказались ее принять, поскольку на лицевой поверхности монеты обнаружились отпечатки пальцев и контейнер был поврежден. Единственное, что они могли предложить, — это взять ее по номиналу за три рубля. В отделе женщине объяснили, что в данном случае правда оказалась на стороне банка.

Горожан обманывают оконные фирмы и салоны мебели

Как подчеркивают специалисты, не всегда горожане бывают правы. 10% жалоб — это необоснованные требования потребителей. Например, когда пытаются добиться замены сотового телефона только из-за того, что он не подошел по цвету. Кстати, сотовые телефоны доставляют отделу немало хлопот.

— Ситуация не урегулирована. Телефоны недостаточно прочны, и отсюда возникают сложности: у нас нет сервисного центра, у которого было бы право проводить диагностику, поэтому часто их отправляют в Москву. А во-вторых, потребитель не всегда может присутствовать при вскрытии аппарата, а это необходимо, поскольку во время проведения экспертизы аппарату может быть нанесен вред, — говорят специалисты.

Практически все обоснованные жалобы и требования удается решить в досудебном порядке, и только небольшая часть все же передается в суд. Но и там не всегда можно получить решение.

— За последние 3 года у нас 4 судебных решения были не исполнены из-за невозможности их выполнения. Это относится к так называемым фирмам-однодневкам. Пока выносится решение, они к тому времени уже бесследно испаряются. И даже некуда обратиться. Это у нас не единичные случаи.

Особенно часто исчезают оконные фирмы, строительные и по изготовлению мебели, — объясняет начальник отдела по защите прав потребителей. — Был случай и с ювелирной фирмой, когда женщина купила изделие и заметила в нем дефект, а когда попыталась обратиться в фирму, на месте ее уже не оказалось. С весны по осень наступает пик оконных фирм, которых в это время становится очень много. Многие из них затем просто растворяются, и найти их не удается. Облапошивают людей и салоны мебели: чаще всего иркутян обманывают производители товара.

Автомобили и тракторы можно вернуть

Среди новых проблем, с которыми обращаются иркутяне, — работа коллекторов. Негодование горожан обусловлено тем, что коллекторские агенты не всегда корректно требуют вернуть долг: люди воспринимают их обращения как открытую угрозу.

Многое отдел по защите прав потребителей ожидает и от тех поправок в законе, которые были внесены и действуют с прошлого года. Они должны в большой степени помочь потребителю в защите его прав.

— С 12 декабря вступили в силу поправки о возврате технически сложного товара в течение 15 дней, если он неисправен. К таким относятся автомобили, снегоходы, мотоциклы, катера, яхты, стиральные машины, тракторы и т. д., — поясняет Виктор Низовцев.

Сейчас в работе у отдела еще несколько свежих дел. Так, совсем недавно поступила жалоба на жилищно-коммунальное хозяйство, а именно на позднее включение отопления и постоянные перебои. Вторая жалоба по поводу неисправности термоса: вода после нахождения в нем приобретает неприятный запах и вкус.

— Рассматриваем претензию и на услуги домофона. Организация не выдает бесплатно ключи тем жильцам, которые отказались платить за установку домофона. Это неправильно. Гражданин имеет право свободного доступа в свою квартиру. Если кто-то из жильцов не согласен с его установкой, все издержки должна брать на себя инициативная группа, — комментирует начальник отдела потребителей.

Всего за прошлый год сумма денежной компенсации составила около полутора миллионов рублей. В суд было подано 11 исковых заявлений. Решением суда был компенсирован материальный вред в размере 283,4 тыс. рублей.

Метки:
baikalpress_id:  8 851