Троллейбусам обрежут рога

Областной центр, возможно, переживет второе рождение пассажирского транспорта

«Пассажирский транспорт во всем мире убыточен», — любит повторять Анатолий Ступников, руководитель одного из муниципальных транспортных предприятий — Иркутскгорэлектротранс. Этот факт подтверждается суммами, ежегодно выделяемыми администрацией города на поддержку муниципального транспорта. Так, к примеру, в этом году предприятию планируется выделить 70 млн рублей, приблизительно такая же сумма была освоена в прошедшем году. Однако, получая дотации, транспортники от попыток заработать самостоятельно не отказываются, причем выбирают для этого самые разные способы, при этом не всегда популярные среди населения.

Выход через переднюю дверь

Новый год нас встретил значительными изменениями в работе общественного транспорта. Наряду с повышением цены за проезд до десяти рублей после праздников мы увидели в салоне некоторых маршрутов троллейбусов то ли контролеров, то ли кассиров, выполняющих функции счетчика. Работники Иркутскгорэлектротранса считали, сколько людей входит в троллейбус с проездными, сколько пробивает билеты, а сколько приобретает их у этих самых кассиров. Начавшийся еще в прошлом году эксперимент продолжается до сих пор.

Но это всего лишь малая часть нововведений. Уже в феврале опять грядут изменения. Пассажиров попробуют выпускать через переднюю дверь троллейбуса. Водитель в этом случае будет выполнять роль контролера, проверяя наличие проездных документов у пассажиров.

— Мы поставлены в одни условия с частными перевозчиками, — говорит Анатолий Ступников. — Городская администрация подняла стоимость проезда до десяти рублей, наравне с проездом в маршрутках. Вот и мы решили попробовать, как водители маршруток, выпускать людей через переднюю дверь. Руководитель предприятия осознает, что навлечет на себя недовольство пассажиров и всяческую критику, однако на этот эксперимент все же решается. — Водитель должен быть в этом заинтересован, поскольку будет получать свой процент, — рассуждает руководитель транспортного предприятия.

Пять километров на аккумуляторе

Однако главный эксперимент, на который идет общественный транспорт, еще впереди. Иркутскгорэлектротрансом закуплено новое оборудование, позволяющее упростить систему управления троллейбусом. Блоки управления уже установлены в двух троллейбусах. В изменении схемы управления троллейбусами заинтересована администрация города, поскольку именно она выделила деньги на приобретение оборудования.

В ближайшее время планируется приобрести оборудование, позволяющее работать троллейбусу автономно от сети. Пока им будет снабжена всего одна машина. Пуск троллейбуса, оснащенного таким оборудованием, планируется совершить в феврале.

— Мы покажем возможности троллейбуса публично, — говорит Анатолий Ступников. — Такую систему мы подсмотрели в Пекине, там троллейбусы с подобным оборудованием прекрасно работают: когда заряд энергии заканчивается, подключаются к сети.

Такие же троллейбусы успешно перевозят население в Улан-Баторе, а теперь и иркутские троллейбусы будут работать автономно.

— Пока закупим оборудование только для одного троллейбуса, а позже, возможно, подпадем под муниципальную программу, — продолжает директор предприятия. — Оборудование позволит экономить электроэнергию до 25%, значительно упрощает управление транспортным средством, а также повышает мобильность троллейбуса. Без подключения к контактной сети мы сможем заезжать, к примеру, в Университетский или проезжать по новому Ангарскому мосту, сможем спуститься к Центральному рынку. Согласитесь, это повышает эффективность работы общественного транспорта.

Трамваи и троллейбусы городу нужны

Существует немало критиков работы общественного транспорта, призывающих вовсе отказаться от трамваев и троллейбусов якобы потому, что этот вид транспорта малоэффективен, а то и вовсе создает помехи движению на улицах города.

Профессор кафедры менеджмента по автомобильному транспорту ИрГТУ Александр Михайлов изучает данную проблему всерьез. Преподаватель ИрГТУ считает, что у общественного транспорта есть будущее.

— В некоторых европейских городах общественный транспорт переживает ренессанс, — уверен профессор. — Там все больше людей перемещаются на общественном транспорте, у нас в Иркутске ситуация немного другая. К примеру, трамваи у нас очень востребованы, поскольку не дублируются другими видами маршрутов и работают полноценно. Троллейбусы же постоянно ходят пустыми. На большие расстояния люди предпочитают передвигаться на маршрутках, которые сегодня восполняют в городе отсутствие скоростных видов транспорта. Преподаватель считает, что полностью отказываться от троллейбусов не стоит. Они могут быть эффективны на коротких маршрутах, перевозя большое количество людей и создавая на улицах города меньшие помехи, нежели маршрутки.

Вплотную занимаясь разработкой схемы движения пассажирского транспорта с учетом ввода в эксплуатацию нового Ангарского моста, Александр Михайлов планирует разработать несколько новых маршрутов, подходящих троллейбусам.

— Это могут быть такие маршруты, как сквер Кирова — микрорайон Первомайский, сквер Кирова — Синюшина Гора, — говорит специалист. — На коротком промежутке, к примеру от Университетского до центра, медленный ход троллейбуса не будет играть особой роли. Автобусы и троллейбусы надо поставить на потоки, они эффективны тем, что будут перевозить много людей на небольшие расстояния. Маршрутные такси будут более востребованы на длинных расстояниях.

Предусматривается пуск троллейбуса по направлению нового Ангарского моста и в проекте Алексея Пригорнева, главного инженера проекта реконструкции пересечения улиц 3 Июля — Ленина — Тимирязева.

— Планируется организовать транспортное кольцо, — говорит специалист ИркутскгипродорНИИ, — куда будет стекаться транспорт с Тимирязева, Седова, Ленина по направлению к новому ангарскому мосту.

А вот трамваи по новому мосту пускать не будут. В генплане 90-х годов от этого решили отказаться, хотя в старинных генеральных планах развития города предусматривалось движение трамваев по новому мостовому переходу. Возможно, с внедрением разрабатываемых проектов 90% населения города будет добираться из дома на работу за 37 минут, таков принятый норматив для населенных пунктов, в которых проживает около 600 тысяч человек.

При этом учитывается время подхода к остановке общественного транспорта, время ожидания транспорта, а также время, потраченное на дорогу и подход к офису. В такой же промежуток времени должны укладываться владельцы личного транспорта. Пока же добраться до работы в положенное время удается лишь 50% иркутян.

Метки:
Загрузка...