Депутаты намерены преодолеть вето губернатора

Бюджет объединенного субъекта планируется принять в первоначальном варианте

20 декабря 2007 года депутаты Законодательного собрания Иркутской области и думы округа приняли бюджет объединенного субъекта РФ на 2008 год и направили губернатору для обнародования. Однако 29 декабря Александр Тишанин бюджет отклонил, а 31-го подписал его новый вариант. Собравшись вскоре после новогодних каникул на заседание комитета по бюджету, парламентарии решили преодолеть вето губернатора на ближайшей сессии и вновь рассмотреть бюджет в его первоначальном варианте.

Акции преткновения

Напомним, что на последней сессии Законодательного собрания Иркутской области депутаты вернули бюджет в первое чтение, внесли в него 687 миллионов 500 тысяч рублей, которые предполагалось получить от продажи части областного пакета акций ОАО Верхнечонскнефтегаз, распределили эти средства по разным статьям бюджета и приняли главный финансовый документ области сразу в трех чтениях.

Областной пакет акций ОАО Верхнечонскнефтегаз (11,29%) был продан Восточно-Сибирской газовой компанией ТНК-BP и Роснефти. Деньги, полученные от ТНК-BP (687 миллионов 500 тысяч), были пожертвованы в фонд «Развитие Приангарья», хотя областные парламентарии уверены в том, что средства от продажи акций, входящих в областную казну, должны были поступить в бюджет.

Поэтому, дабы не допустить повторения событий, депутаты ЗС внесли деньги, которые предполагается получить от продажи акций Роснефти (еще 687 миллионов 500 тысяч рублей), в бюджет.

Губернатор сразу отреагировал на сложившуюся ситуацию, заявив, что акции ВЧНГ были проданы еще в 2005 году за 170 миллионов рублей и поэтому никакие 687 миллионов 500 тысяч в бюджет поступить не могут. При этом Александр Тишанин отметил, что вместо запланированных депутатами средств в бюджет поступят 607 миллионов рублей, которые планируется получить за счет НДФЛ и налога на прибыль.

Так и произошло. Александр Тишанин подписал бюджет на 2008 год, несколько отличный от принятого депутатами, — ожидаемых пожертвований от ВСГК там больше не фигурировало.

Причиной же отклонения губернатором закона «Об областном бюджете на 2008 год» стало нарушение депутатами процедуры принятия главного финансового документа, а также тот факт, что закон о бюджете был направлен главе администрации Иркутской области без приложений.

Кроме того, в бюджете не была отражена поставленная президентом задача — повысить с 1 февраля 2008 года заработную плату бюджетникам на 14%. В губернаторском варианте закона средства на повышение зарплат предусмотрены — 403,5 миллиона рублей. Но в то же время сокращены расходы на сельское хозяйство — по сравнению с бюджетом, принятым ЗС, — на 60 миллионов рублей.

Объединенный субъект не может существовать без бюджета

На заседании комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству Законодательного собрания Иркутской области его председатель Геннадий Истомин предложил рассмотреть замечания губернатора, послужившие основанием для отклонения закона о бюджете.

Приглашенный на заседание начальник Главного правового управления губернатора Иркутской области Артем Кудашов заявил депутатам, что возвращать бюджет в первое чтение и менять его основные характеристики было направомерно; что за несколько минут принимать бюджет сразу в трех чтениях неправильно; что бюджет поступил губернатору без приложений и подписывать его в таком виде было просто нельзя.

Кудашов также напомнил, что в принятом депутатами бюджете не были заложены средства на повышение с 1 февраля зарплаты бюджетникам. Геннадий Истомин на это заметил, что президент заявил о повышении заработной платы 17 декабря, а бюджет был принят 20-го.

— Для нас выступление президента не является основанием для включения определенных сумм в бюджет, — заявил Геннадий Истомин. — Губернатор должен был подписать постановление, на основании которого мы могли предусмотреть деньги на повышение. Такого постановления мы не увидели.

Истомин также попросил Кудашова назвать конкретные статьи законов, которые нарушили депутаты при принятии бюджета, и ответы его не удовлетворили. По мнению правового управления ЗС, таких статей просто нет и при принятии бюджета депутаты не нарушили ни одной нормы ни федерального, ни областного законодательства.

— Что за документ подписал губернатор? Откуда он его взял? — вопрошал Истомин на заседании комитета. — Мы обязаны рассмотреть вопрос наложения вето на ближайшей сессии.

Тем не менее, по мнению Артема Кудашова, ЗС больше не может рассматривать данный вопрос, так как, согласно Федеральному конституционному закону, который регулирует объединительные процессы, вновь созданный путем объединения субъект Федерации не может существовать без утвержденного бюджета.

Однако представители правового управления ЗС на это заявили, что вето было наложено губернатором 29 декабря, когда объединенный субъект Федерации еще не был образован, и поэтому, получив вето, ЗС обязано его рассмотреть на ближайшей сессии.

Спор можно разрешить только в суде

На вопросы по поводу отсутствия приложений к бюджету Геннадий Истомин ответил, что приложения всегда разрабатывает финансовое управление администрации, в котором работает 257 человек.

— Финуправление заблокировало работу над приложениями, потому что не было команды от губернатора, — заявил Истомин.

На заседании также возник спор вокруг НДФЛ и налога на прибыль, за счет которых бюджет, подписанный губернатором, пополнился на 607 миллионов рублей.

— Что мы будем играть? Надо было заменить 687 миллионов 500 тысяч на близкую сумму, это и было сделано, — отметил Геннадий Истомин. — Мы понимаем, что речь идет просто о нежелании внести 687 млн 500 тысяч в бюджет и о желании распределить их «авторитетной группой лиц».

Обращаясь к представителям администрации, Истомин сказал: «Вы нас вынуждаете действовать дальше, мы будем действовать». А Артем Кудашов в свою очередь заметил, что весь этот спор может разрешить только суд.

Тем не менее спор нашел свое продолжение. Депутат Антон Романов напомнил, что внести средства от продажи акций ВЧНГ в бюджет обещал губернатор. — Если он это обещание нарушил, то нужно преодолеть вето, наложенное на бюджет, и выразить свою волю, — заключил Антон Васильевич.

Юрий Параничев, первый заместитель губернатора Иркутской области, в свою очередь заметил, что никаких документов, согласно которым эти деньги должны поступить в бюджет, не существует и поэтому вносить их в доходную часть было нельзя.

Представитель прокуратуры Иркутской области Петр Парцей, пытаясь подытожить результат бесконечного диалога двух ветвей власти, сообщил, что виноваты и те и другие — процедура принятия бюджета была нарушена обеими сторонами.

Несмотря на призывы сотрудника прокуратуры пойти на мировую, депутаты ЗС все-таки решили рассмотреть вето на ближайшей сессии и принять закон о бюджете в прежней, принятой парламентариями, редакции. Геннадий Истомин заявил: если 30 депутатов проголосуют за прежнюю редакцию закона, губернатор области будет обязан этот закон подписать и обнародовать.

Загрузка...