Планете Иркутск исполнилось двадцать лет

В космосе есть побратим тулунской деревни Шерагул

Таким понятием, как город-побратим, уже давно никого не удивишь. Совершенно новое толкование этого понятия предложили ровно двадцать лет назад два российских астронома. В 1987 году они открыли малую планету в районе Главного пояса астероидов, которая движется между Марсом и Юпитером. Планете № 3224 они присвоили название Иркутск. Можно сказать, что во Вселенной у нашего города есть планета-побратим.

Супруги-звездочеты открыли около восьмисот новых планет

Тому, что сразу несколько географических названий Иркутской области оказались увековеченными во Вселенной, мы обязаны двум астрономам — супругам Николаю и Людмиле Черных. К самому Иркутску они имеют более чем косвенное отношение: Николай Степанович родился в городе Усмани, а Людмила Ивановна в Шуе. В Иркутске в 1959 году они вместе окончили педагогический институт.

По воспоминаниям их коллеги и хорошего знакомого, директора астрономической обсерватории ИГУ Сергея Язева, астрономией они увлеклись под влиянием Алексея Александровича Каверина — своего преподавателя, в прошлом сотрудника астрономической обсерватории ИГУ, а затем доцента педагогического института.

— Еще студентами Черных наблюдали вместе со своим учителем на знаменитом телескопе Цейса, который теперь стоит в экспозиции Иркутского краеведческого музея. А в шестидесятые годы они уехали в Крымскую астрофизическую обсерваторию. Николай Степанович возглавил научную группу, которая занялась исследованиями астероидов, — рассказал Сергей Арктурович.

В 1963 году супруги Черных уехали работать в Крымскую астрофизическую обсерваторию, где Николай Степанович работал до своей смерти в 2004 году. Он участвовал в работах по астрометрическому сопровождению далеких космических аппаратов, а также по лазерной локации Луны. Совместно с Людмилой Ивановной он организовал в обсерватории программу наблюдений малых планет. За 35 лет в Крымской обсерватории получен обширный ряд астрометрических наблюдений, открыто большое количество новых малых планет.

— Если астероид обнаружен и у него определена орбита, ему присваивается номер. По желанию автора открытия такой малой планете может быть дано имя, которое утверждается специальной комиссией Международного астрономического союза и затем вносится в международный каталог, — прокомментировал появление во Вселенной планеты Иркутск Сергей Арктурович.

Супруги Черных были своеобразными рекордсменами нашей страны по количеству открытых планет. Николай Черных открыл 535 малых планет и две кометы, работал в области исследований астероидов, сближающихся с Землей, в международном проекте Spaceguard. В свою очередь Людмила Ивановна по числу открытых малых планет занимает второе место в мире среди астрономов-женщин. Ею определены многие тысячи точных положений астероидов. На ее счету открытие 268 новых малых планет, среди которых Гагарин(1772), Карл Маркс(2807), Саманта(3147).

Планета со странным названием Ирпедина

Сергей Язев объяснил, что в нашей Солнечной системе есть область, где вокруг Солнца летает гигантское количество так называемых астероидов, или малых планет.

— Это каменные, железные, железокаменные глыбы самых разных форм и размеров, — рассказывает он. — Вместе они составляют так называемый главный пояс астероидов. Наиболее крупные очень велики — до 900 километров! Но есть множество других, поменьше, размером в пять, двадцать, сорок километров. Никто не знает, сколько их там. В прошлом году было известно более трехсот тысяч штук, но общее количество стремительно растет: астрономы открывают их буквально пачками. Не исключено, что здесь находится около миллиона малых планет...

— Как у вновь открытых планет появились названия, имеющие отношение к Иркутску?

— Астрономы воспользовались правом авторов открытий предлагать названия для обнаруженных ими объектов. Помимо географических названий, связанных с любимой Сибирью, несколько астероидов были названы в честь иркутских астрономов — Каверина, Надеева, Степанова. Появился в каталоге малых планет и объект с необычным именем Ирпедина — в честь Иркутского педагогического института. Честно говоря, мне иногда бывает очень странно осознавать, что в нескольких сотнях миллионов километров от нас движется вокруг Солнца семикилометровая каменная глыба, которая названа в честь моей мамы — Киры Сергеевны Мансуровой, директора обсерватории ИГУ в 1972—1988 годы.

— Кроме планеты Иркутск есть другие планеты, названные по географическим названиям в Иркутской области?

— В Солнечной системе есть немало подобных астероидов. Например, есть малая планета № 1957 — пятнадцатикилометровая каменная глыба под названием Ангара. Есть и астероид № 2625 — Байкал. Существует миниатюрная планета № 2031, названная в честь Байкало-Амурской магистрали — БАМ. В сильный телескоп есть шанс увидеть крохотную звездочку — малую планету Шерагул, названную в честь поселка в Тулунском районе Иркутской области, где Николай Степанович провел детство.