Разведенное небо

Иркутская область преодолевает последний административный рубеж к строительству нового аэропорта

После того как администрация Иркутской области получила добро на размещение нового аэропорта в пади Ключевой, осталось преодолеть только один административный рубеж к строительству нового аэропорта. Трасса для гражданских самолетов нового аэропорта пересекала маршрут, который использует корпорация «Иркут» для испытания военных самолетов.

Аэропорт трех городов

Заместитель главы администрации Иркутской области Юрий Дудников уверен, что этот вопрос можно решить быстро и без дополнительных финансовых вложений. Росаэронавигация уже выступила с предложением изменить схему второй зоны испытаний Иркутского авиазавода, где испытывают военные самолеты на сверхзвуковых скоростях. Ее зеркально повернут на север, и тогда небо над падью Ключевой будет открыто для гражданских перевозок.

Теперь практически нет препятствий к строительству нового аэродрома класса А со взлетно-посадочной полосой длиной 4,2 тысячи метров. Администрация области считает главным достоинством будущего аэропорта его местоположение: он находится между Иркутском, Ангарском и Шелеховом. На свободном пространстве можно построить современные логистические и складские центры, сведя в одну точку воздушные и железнодорожные коммуникации.

«В строительстве нового аэропорта и логистического центра заинтересованы Иркутск, Ангарск и Шелехов, — уверен президент Фонда регионального развития Алексей Козьмин. — Города расположены рядом, их экономики тесно связаны между собой. Реализация совместных проектов будет выгодна для бюджетов всех трех муниципалитетов».

Хорошо забытое старое

Когда-то все было по-другому: в 1991 году через Иркутск летали почти три миллиона пассажиров, а Иркутск был крупным перевалочным центром для командировочных и транзитников. В этом году пассажиропоток не дотянул и до миллиона человек. Но это много на фоне 2001 года, когда через наш город с дурной самолетной репутацией летало менее полумиллиона смельчаков в год. Но мы же знаем, что Иркутск может принимать и отправлять в три раза больше: с месторасположением в самом центре страны это очень удобно, особенно на международных перевозках.

Теоретически аэропорт Иркутск может предложить 12 регулярных рейсов в Китай, Японию, Монголию, страны Средней Азии и Закавказья, Турцию. Реально чаще одного раза в неделю летают лишь по трем направлениям: Китай, снова Китай и Монголия. Активное экономическое сотрудничество с Поднебесной выражается в бизнес-транзите россиян в Пекин и Тянь-Цзинь. Хотя реальные экономические отношения иркутский бизнес строит с провинцией Ляонин (Шэньян, Далянь), которая находится где-то в хвосте предлагаемых маршрутов. Пока же количество международных перевозок через Иркутск в семь раз меньше внутри российских, но именно их число постоянно увеличивается.

Особенности национальной авиации

Центром российских авиаперелетов до сих пор является Москва. Ситуация доходит до абсурда: в редких случаях из Иркутска на Дальний Восток можно улететь исключительно через транзит в Домодедово. Это возмутило даже президента России Владимира Путина, который назвал такую ситуацию недопустимой: крюк на 8 тысяч километров делает перевозки дороже и слишком перегружает главный мегаполис страны. Первое лицо государства поручил предложить зарубежным партнерам более короткие и выгодные пути транзита.

Красноярский край работал в этом направлении и до президентского нагоняя, поэтому никто не удивляется тому, что Читинская область использует Красноярск для транзита своих грузов. Наш аэропорт не может похвастаться и сотней маршрутов, а регулярный характер носят чуть больше сорока. Пять самых предлагаемых иркутским пассажирам транспортных узлов выглядит следующим образом: Москва, Владивосток, Бодайбо, Красноярск, Новосибирск. Иркутск добровольно отдает транзитных пассажиров.

Главное имя в этом списке — Бодайбо. Объем обслуживания грузов последние 5 лет в Иркутском аэропорту остается стабильным: 15 тысяч тонн ежегодно. Это постоянство обеспечивает северный завоз. Север области без Иркутского аэропорта точно не обойдется, а все, что касается большого рынка авиаперевозчиков, уже обходит нас стороной. Товары из Юго-Восточной Азии в Европу идут по морю, большим транспортным узлом для перераспределения грузов (хабом) является Красноярск.

Время, не превратившееся в деньги

Чем позже в Иркутске появится новый аэропорт с возможностью перераспределения грузов, тем больше пассажиров, грузов и в конечном итоге денег осядет в Красноярске. Если по объемам перевезенных грузов аэропорт Иркутска одиннадцатый в России, то пассажирский поток сопоставим только с Владивостоком. Иркутск пассажирский уступает всем крупным городам Сибири и, конечно, Хабаровску.

Амбициозные планы стать крупным транзитным пунктом вряд ли получится реализовать в нынешнем аэропорту: слишком много транспортных ограничений, слишком большое негативное влияние на экологию города. Увеличение транзитного потока создаст еще больше неудобств горожанам. Все эксперты, познакомившиеся с техническими параметрами аэропорта Иркутска, сошлись во мнении, что он должен стать резервным или специализированным: для туристических чартеров и бизнес-авиации.

«Кстати, в генеральном плане развития Иркутска до 2020 года его вообще нет, — говорит Игорь Жук, директор департамента развития инфраструктур ФРРИО. — На месте аэропорта находится жилой район — архитекторы еще в 70-х годах знали, что его эксплуатация — постоянный компромисс. Нам недостаточно компромисса — Иркутская область нуждается в полноценном экономическом развитии и наличии аэропорта международного класса, который сможет стать неотъемлемой частью мировой системы авиаперевозок».

Метки:
baikalpress_id:  21 895