Как управлять новым Приангарьем?

Проект устава объединенной Иркутской области появится к октябрю

Институт законодательства и правовой информации Иркутской области приступил к разработке концепции устава объединенного субъекта еще в начале 2006 года. К настоящему времени уже подготовлен рабочий вариант проекта устава, который предлагает разные варианты тех статей, которые можно назвать дискуссионными. Каким образом прописать особый статус округа? Как назвать высший орган исполнительной власти Иркутской области — администрация или правительство? И есть ли необходимость в создании уставного суда? Все эти вопросы необходимо разрешить в ближайшее время, потому что к октябрю, когда будет сформировано Законодательное собрание объединенного субъекта РФ, проект устава должен быть готов.

Народ получит право писать законы

Алексей Петров, заместитель директора по законопроектной работе Института законодательства и правовой информации Иркутской области, рассказал, что рабочий проект устава объединенного субъекта предусматривает ряд нововведений.

В частности, в главном законе области появятся главы об особом статусе округа, о социальной политике, о принципах замещения государственных должностей. Кроме того, устав будет более подробно регулировать участие населения в осуществлении публичной власти — у народа появится право не только на обсуждение законопроектов, но и на собственную правотворческую инициативу. А Днем Иркутской области, согласно проекту, станет 16 апреля 2006 года — дата проведения референдума по объединению. Отмечать праздник планируется во второе воскресенье апреля.

В общем и целом рабочий проект устава получил одобрение, однако ряд его статей юристы представили в разных вариантах, потому как по ним возникли дискуссии.

В первую очередь они касались, конечно же, особого статуса Усть-Ордынского Бурятского округа. По словам Алексея Петрова, специфика этого вопроса заключается в том, что федеральный законодатель никаких четких ориентиров в данном направлении регионам не дал и все проблемы с определением содержания особого статуса были возложены на субъекты Федерации, в которых проходят объединительные процессы.

— Иркутская область находится в том же положении, что и Пермский, Красноярский, Камчатский и Забайкальский края, — все пять регионов самостоятельно решают проблему особого статуса, и в силу этого уже сформировался ряд подходов к данной проблеме, — говорит Алексей Петров. — В уставе Пермского края особому статусу посвящены целая глава и около десяти статей, а вот в проекте устава Красноярского края специальные положения, касающихся особого статуса, отсутствуют. Мы же взяли пример с Пермского края и разработали целую систему правового регулирования в этой сфере. Основные положения, входящие в понятие особого статуса УОБО, обсуждались еще в период, предшествовавший референдуму по объединению. В частности, речь шла о том, что должен быть создан орган исполнительной власти области, задачей которого будет являться осуществление государственного управления на территории УОБО. Сейчас такой орган создан, администрация УОБО функционирует.

В новом ЗС будет четыре депутата от УОБО

Еще один элемент особого статуса, обсуждавшийся перед референдумом, нашел закрепление в федеральном законодательстве — это особое представительство населения УОБО в будущем Законодательном собрании Иркутской области. В соответствии с федеральным конституционным законом, на территории УОБО образуется четырехмандатный избирательный округ, от которого, соответственно, четыре депутата будут избраны в состав ЗС нового субъекта.

— Это исключение из общих правил регулирования выборов и избирательного процесса, — отмечает Алексей Петров. — Федеральный законодатель счел возможным допустить отступление от принципа равного представительства избирателей в законодательном органе власти, но это правило будет действовать только в отношении ЗС первого созыва. В дальнейшем, начиная со второго созыва и далее, выборы будут регулироваться законом нового субъекта РФ, и если к тому времени сохранятся мажоритарные избирательные округа, то они должны будут формироваться в соответствии с принципом равенства представительства, то есть количество депутатов будет определяться исходя из реальной численности населения избирателей на соответствующих территориях. Однако данный вопрос может совсем потерять актуальность, если областной законодатель в дальнейшем решит, что ЗС должно полностью избираться по пропорциональной системе, то есть по партийным спискам.

Следующий элемент особого статуса — это возможность наделения органов местного самоуправления УОБО отдельными государственными полномочиями по вопросам поддержки национальной культуры, образования, спорта и т. д. Если этот дискуссионный момент разрешится, определенные государственные полномочия будут переданы муниципальным образованиям УОБО вместе с финансовыми ресурсами.

По словам Алексея Петрова, проблема особого статуса — это одна из наиболее сложных с юридической точки зрения проблем, которую предстоит решать в процессе разработки устава, но она далеко не единственная. Дискуссии также идут по вопросу взаимоотношений законодательной и исполнительной власти, в том числе и по проблемам кадровой политики. В частности, возник вопрос, насколько широки должны быть полномочия ЗС в плане согласования назначений в областной исполнительной власти.

В настоящее время устав области предусматривает, что ЗС согласовывает только кандидатуру первого заместителя губернатора. Но опыт других регионов, в том числе наших соседей по СФО, свидетельствует о том, что можно согласовывать гораздо более широкий круг назначений — заместителей главы исполнительной власти, руководителей отраслевых органов в сфере финансов, социальной политики и т. д. То есть возможны различные варианты, и в рабочем проекте устава они будут предложены.

Кто возглавит областную исполнительную власть?

Один из проблемных вопросов касается и того, как должен называться высший орган исполнительной власти региона — администрация или правительство — и должен ли губернатор совмещать свои полномочия с должностью руководителя исполнительной власти области.

Институт законодательства пришел к выводу о том, что более чистым с юридической точки зрения является вариант, когда губернатор одновременно возглавляет и администрацию (либо правительство). Однако существуют и мнения о том, что должности должно быть две — губернатор и председатель правительства.

Кроме того, областной законодатель может решить, что высшее должностное лицо области должно именоваться президентом, но исходя из существующей традиции, вероятнее всего, глава Приангарья будет по-прежнему именоваться губернатором.

Загрузка...