Суженый мой, ряженый...

Зимние календарные обряды можно разделить на три группы

Обряды, связанные с зимними праздниками, с точки зрения изучения народного фольклора принято называть календарными. О них написано немало книг, традиции календарного фольклора стали темой множества научных исследований. Опираясь на них и на результаты работы Иркутского областного центра народного творчества и досуга, поговорим о том, что дошло все-таки до наших дней из глубокой, языческой древности.

Святки да колядки

— Иркутская область, как и Сибирь в целом, регион особый. Непростые отношения с соседями, пестрый состав населения не могли не сказаться на народных традициях, — рассказывает Маргарита Карышева, ведущий научный сотрудник отдела этнографии и фольклора Иркутского областного центра народного творчества и досуга.

Позже на традиции повлияли переселенцы с центральных областей и декабристы с их европейской культурой. В результате наш сибирский фольклор перемешал очень многие обычаи.

Начнем с рождественских колядований. Это обход дворов с пожеланиями богатства, здоровья, счастья. Да, именно в такой последовательности! Приходя в дом, крестьяне говаривали: «Будь богатая, будь здоровая, будь счастливая». Считалось, что богатство и здоровье принесут с собой и личное счастье.

— Обряды колядования основаны на магии слова. По представлениям восточных славян, слово произнесенное есть слово сбывшееся, — рассказывает Маргарита Карышева. — Потому-то если в твой дом не зашли колядовщики, если обошли его стороной, то это считалось большим горем, наказанием. Ну и, конечно, поводом задуматься: а чем же ты народ обидел, чем нагрешил? Это могла быть измена, неуважение к семейным традициям, к старшим.

В деревне издавна колядовали группами. С раннего утра по домам ходили дети, потом молодежь, затем люди взрослые, ну а последними шли старики. Они обходили самые уважаемые дома, и, конечно, их приход почитали за большую честь. За принесенное в дом добро, за светлые пожелания и радость хозяин дома обязательно благодарил колядовщиков. И, конечно, не деньгами, не словами, а едой.

Естественно, с колядованием связано много традиции и обрядов. Уж очень это дружное, массовое действие. Оно всегда связано с шутками-прибаутками, песнями, хороводами. Ребятишки на колядки затевали свои игры, а молодежь свои.

Ряженые? Заходите!

Вторая категория обрядов связана с ряжением. В Сибири это называлось машкированием, то есть маскированием.В зимние праздники рядились обычно в животных — у нас, в Сибири, это, как правило, коза, конь и медведь. Коза — потому как экономная, что важно для наших сибирских условий. Она дает очень жирное, целебное молоко и требует совсем немного затрат. Конь — поскольку основное животное крестьянского хозяйства.

На нем и дрова возили, и пашни пахали. Не зря в русском языке живы выражения «работаю как конь», «рабочая лошадка». Ну и, конечно, медведь, который всегда был загадкой для восточных славян. Реальное доказательство жизни после смерти: полгода живет, полгода спит.

С одной стороны, переодевание в животных было шалостью, игрой, с другой — в этом угадывался магический смысл. Человек верил, что животное, чью роль он на себя примерил, поделится с ним своими секретами.Обряд магического переодевания встречается и сегодня, но, по словам специалистов, исключительно в игровом виде.

И наконец, гадание

Третья категория зимнего календарного фольклора — обряд гадания. Испокон веков считалось, что в святочные дни приходят с того света души умерших и проказничает нечистая сила. С ее-то помощью и можно заглянуть в будущее, увидеть суженого-ряженого или по форме воска узнать о девичьей судьбе. По словам специалистов, кое-где обряд гадания еще остался, причем в весьма любопытных формах, но опять же исключительно в форме забавы. И вот почему.

Раньше за гаданием стояло желание найти ответы на очень серьезные, очень важные вопросы. И главный из них — выйдет девушка замуж или нет. Сейчас вопрос замужества не столь принципиален, а тогда роль старой девы была незавидна. В былые времена от того, как сложится семейная жизнь, зависело все. И потому вопрос, каким будет твой суженый, будет ли он работящим, добрым, непьющим, стоял остро.

Сейчас современные девушки не так стремятся об этом узнать, они с легкостью меняют партнеров и выходят замуж по несколько раз. Вместе с тем и обряд гадания превратился исключительно в игру, веселую девичью забаву.

Да и сами гадания проходили некогда совсем иначе. Желая узнать тайны будущего, девушка обращалась к нечистому. А это предполагало общение один на один. И обязательно без оберегов. А значит, в одной ночной сорочке, с распущенными волосами, без креста, в совершенном одиночестве девушка искала встречи с нечистым в бане, поскольку в доме гадать не разрешалось, — не дай Бог черта впустить!.. Согласитесь, непросто сегодня встретить девушку, которая пошла бы на столь экстремальный метод гадания.

Впрочем, в некоторой степени к подобным языческим традициям можно отнести и Святки, и Васильев вечерок — праздник, который и сегодня отмечают во многих деревнях в канун старого Нового года. В Васильев вечерок, дабы показать нечистой силе, что ее не боятся, люди устраивают разного рода проказы: ломают поленицы, морозят ворота, выносят заборы.

— Русь крестилась при Владимире в 988 году. Но это не значит, что люди проснулись утром православными. Смена мировоззрений занимает минимум 3—4 века, — объясняет Маргарита Карышева. — Но церковь поступила мудро: на место календарных языческих праздников она поставила праздники христианские. И очень славно получилось. Русский народ душою широк, а потому в скором времени мы и православные, и языческие праздники стали отмечать. Причем как по новому, так и по старому стилю.

Иркутские студенты колядовали всегда

По словам специалистов, традиции уходят. Они утеряны буквально повсеместно. Есть, конечно, масса деревень, да и городов, где люди гадают, колядуют, рядятся, но опять же на уровне забавы. За примером далеко ходить не надо. В Иркутске, например, есть дружные, сплоченные дворы, где с утра пораньше детвора бегает по квартирам с песнями и поздравлениями. Активно колядуют студенты музыкального училища и училища культуры.

— Жители улиц Трудовой и Байкальской должны нас помнить, — рассказывает Наталья Федюкова, в прошлом студентка училища культуры. — Мы в Рождество с песнями и плясками по квартирам ходили. Не все, конечно, нам открывали, но, если в дом приглашали, мы с пустыми руками не уходили. Народ нам радовался. Весело было.

Авторитетное мнение

Гадание — это язычество

Церковь, кстати сказать, гадания никогда не одобряла. Этот языческий обряд достался нам от далеких предков.

— Через гадания человек обращается к миру темных сил, — рассказывает отец Евгений, настоятель прихода Преподобного Сергея Радонежского в Иркутске. — Этот мир действительно может о чем-то рассказать, но только для того, чтобы запутать, погубить, причинить зло. В рождественские дни мы празднуем пришествие в этот мир Бога. На нас спускается радость, благодать, а люди в эти святые дни через гадания, наоборот, отдают себя во власть греха, во власть дьявола. Гадания лишь показывают, насколько живучи порой бывают пагубные языческие традиции.

Метки:
baikalpress_id:  8 750