Как ездить зимой

Советы профессионала

Тема зимней езды интересна не только тем, кто встречает за рулем первую зиму, но и автомобилистам со стажем. В качестве эксперта-консультанта выступил преподаватель Иркутского центра высшего водительского мастерства Алексей Степанов, который дал несколько практических рекомендаций для читателей нашей газеты.

Важные атрибуты

Число дорожно-транспортных происшествий на дорогах, имеющих обледенелое, заснеженное покрытие, существенно возрастает. На таких дорогах уменьшается коэффициент сцепления колес с дорогой, вследствие чего возникает большая вероятность проскальзывания и пробуксовки шин автомобиля о поверхность дороги. При неправильных действиях водителя в этих условиях автомобиль может стать неуправляемым, что приведет к созданию аварийной ситуации или ДТП. Многие водители оказываются неготовыми к зимним условиям, а кто-то и вовсе не имеет навыков вождения по заледенелой дороге.

Существует несколько неотъемлемых атрибутов зимней езды. Прежде всего это зимняя резина, исправная система зажигания и питания двигателя (для надежного запуска мотора вашего авто). Откажитесь от приобретения резины б/у. Она сохнет и становится опасной.

Если вы едете не на зимней резине, дальнейший разговор просто бесполезен. А вот шипы — момент непринципиальный. На голом, чистом асфальте, которого в Иркутске зимой не так уж и много, шипы держат машину даже хуже, чем нешипованная резина. Но на перекрестках и у светофоров, где дорога всегда особенно скользкая, шипы очень помогают. Не забывайте оборудовать свой автомобиль знаком «Шипы». Безопасное движение в гололед обеспечат также специальные цепи противоскольжения. Двигаться с ними рекомендуется на небольшой скорости по дорогам, укатанным снегом, или в гололед.

Дистанция и еще раз дистанция!

При движении на автомобиле водителю необходимо следить за изменениями покрытия дорожного полотна. По возможности следует объезжать участки проезжей части, покрытые льдом или тающим снегом, снежные заносы. Безопаснее всего двигаться по проложенной другими транспортными средствами колее. Находящиеся в ней колеса имеют лучшее сцепление с дорожным полотном.

Кроме того, в очень сильный мороз выхлопные газы автомобилей замерзают и, осаждаясь на асфальте, могут образовать тонкую пленку льда. При этом различить ее достаточно трудно.

Начинать движение на скользких дорогах надо с выравнивания передних колес, плавно нажимая на педаль подачи топлива. Трогаться с места рекомендуется как можно медленнее, при этом увеличивается сцепление колес с поверхностью дороги.

При пробуксовке автомобиля следует подложить под ведущие колеса резиновый коврик, тряпки, ветки деревьев или подсыпать под них песок. Безопасное движение на транспортном средстве в таких условиях обеспечат невысокая скорость, увеличенная дистанция и боковой интервал.

При движении на скользкой дороге необходимо стараться поддерживать выбранную скорость, работая педалью подачи топлива плавно и мягко.

Где все тормозят, там и скользко

Перед проездом перекрестка следует заранее снизить скорость, так как на этом участке дорога особенно скользкая (из-за частых торможений других водителей). В этом случае необходимо быть готовым остановить свое транспортное средство в любом месте, учитывая неопытность других водителей, которые могут неправильно рассчитать скорость и тормозной путь или не справиться с управлением своего автомобиля.

При прохождении поворотов на скользкой дороге возможен занос автомобиля и выезд его на встречную полосу. Безопасный поворот выполняется на небольшой скорости, с включением пониженной передачи и плавным вращением рулевого колеса.

На скользких подъемах нельзя резко тормозить и увеличивать скорость, так как существует опасность пробуксовки и остановки транспортного средства. Поэтому необходимо заранее правильно рассчитать и выбрать оптимальную скорость и передачу. На скользкой дороге резко тормозить с полной блокировкой колес очень опасно.

Самые безопасные способы торможения в этих условиях — это прерывистое торможение на грани блокировки колес и торможение двигателем. В первом случае колеса не успевают заскользить по поверхности дороги, а во втором они начинают вращаться медленнее. При этих способах торможения водитель сохраняет контроль за своим транспортным средством, корректируя направление движения рулем.

Большие неприятности таят в себе остановки маршрутного транспорта. От частого торможения здесь образуется настоящий каток. Подъезжая к остановкам, заблаговременно снижайте скорость, не надеясь на тормоза.

Не очень доверяйте песку, рассыпанному по льду и на снегу. Если колеса попали на лед, то тормозить нужно короткими, но частыми малыми нажатиями. Если нажать сильно — колеса пойдут юзом и тормозной путь увеличится. Остановиться в такой ситуации уже невозможно, ждите, пока машина сама не встанет.

Правила заноса

Неожиданный занос при езде зимой может произойти в любой момент, и надо знать, как с этим справиться. Не теряйтесь. Постарайтесь повернуть рулевое колесо в сторону заноса задних колес. Чем быстрее вы это сделаете, тем раньше стабилизируете свой автомобиль. Одновременно надо сбавить частоту вращения коленвала (для заднеприводных машин). На переднеприводной машине, если занос небольшой амплитуды, нужно просто добавить газу.

Если же начался снос передних колес, единственное, что может вернуть их «к жизни», — занос задней оси. Его можно вызвать разными способами, в зависимости от текущей скорости автомобиля. На небольшой скорости достаточно на мгновение заблокировать задние колеса. Достигается это аккуратным торможением: можно либо слегка поддернуть ручник, либо нежно наступить на педаль. Педаль газа в этот момент ослаблять нельзя, а лучше даже усилить.

Специфика управления транспортным средством в зависимости от ведущих колес отличается, особенно при прохождении поворотов и при заносах. При этом правило для любых автомобилей одно: при возникновении заноса никаких резких движений; все действия рулем, педалью подачи топлива, сцеплением должны быть плавными и мягкими, точно рассчитанными. Тормозить следует только двигателем.

Ликбез

Правильные действия водителя при заносах переднеприводного автомобиля:

1. Увеличить подачу топлива.

2. Одновременно с ускорением движения повернуть руль в сторону заноса. Темп поворота руля должен соответствовать темпу поворота задней части автомобиля.

3. Корректировать направление движения рулевым колесом.

4. Начинать вращение руля в противоположную сторону необходимо чуть раньше, чем прекратится занос автомобиля.

5. Во время выполнения маневра не тормозить, не выжимать сцепление.

6. Усилие нажатия на педаль подачи топлива должно обеспечивать вращение ведущих колес без пробуксовки.

Правильные действия водителя при заносах заднеприводного автомобиля:

1. Уменьшить подачу топлива.

2. Повернуть руль в сторону заноса. Темп поворота руля должен соответствовать темпу поворота задней части автомобиля.

3. Корректировать направление движения рулевым колесом. Во время выполнения маневра не тормозить, не выжимать сцепление.

Вниманию начинающих!

Меховая оплетка мешает водителю

Мы не рекомендуем водителям ездить за рулем в верхней одежде. Это очень сковывает движения, что может сыграть решающую роль в какой-то нестандартной ситуации. Заведите двигатель, постойте на улице 5—7 минут, подышите воздухом. Салон прогрелся — можете снимать дубленку, класть ее в салон и спокойно ехать. Дамам перед поездкой лучше всего сменить обувь на каблуках на более удобную. Те, кто это делает, поступают очень мудро.

В последнее время появилась мода на всевозможные виды оплеток для руля — например, из меха. Это неправильно. Рулевое колесо должно быть обтянуто кожей. Если вы считаете, что руль чересчур тонкий для вашей руки, то лучше купить кожаную оплетку, которая расшивается внутри и не будет в итоге скользить.

Постарайтесь придерживаться такого правила: перед поездкой проверьте работу стеклоочистителя, осветительной и сигнальной систем, а также тормозов. Целесообразно лишний раз убедиться в наличии тормозной жидкости в бачках. Тронувшись с места, сделайте несколько контрольных нажатий педалью тормоза. Это полезно, так как тормозная жидкость может за ночь загустеть. И еще о тормозах: оставляя автомобиль на ночь на улице, не ставьте его на ручник. Колодки могут примерзнуть к тормозному барабану и утром их не удастся оторвать.

Используйте зимой только резиновые коврики — они менее скользкие. Водитель может поскользнуться, сидя за рулем. В результате нога попадет не на ту педаль. Да и у пассажиров меньше шансов выпасть из машины при выходе.

И помните: ваш автомобиль живет по законам физики. Удачи! Будьте осторожны на дорогах!

Тренировка

Кстати, без всякого риска попытаться почувствовать свой автомобиль на скользком покрытии можно на острове Юность. Там есть автодром, покрытый льдом. Приезжайте и пробуйте.

Загрузка...