Школы раннего развития. Меры предосторожности

Школы раннего развития. Что это — модная тенденция или шаг навстречу новым возможностям? Насколько своевременно раннее развитие, и стоит ли годовалого карапуза превращать в маленького школьника? Над этими вопросами я стала задумываться не так давно, с тех самых пор, как моему ребенку, не в меру шустрому мальчишке, исполнился год. Из общего потока уличной рекламы мой взгляд стал автоматически выхватывать красочные вывески, обещающие всестороннее и гармоничное развитие моего ребенка с раскрытием всех имеющихся дарований. Но что скрывается под столь заманчивой формулировкой?

Первое знакомство

В школах раннего развития учатся дети от года до семи лет. В самой младшей возрастной группе, как правило, не больше 6 малышей. Занятия проходят два раза в неделю. В среднем от часа до полутора. По какой бы методике ни велось обучение, урок, как правило, состоит из обучающих игр, разминок, творческих занятий. Малыши от годика до трех развивают речь, мелкую моторику, учатся общаться с ребятишками, приобретают новые знания и навыки. Цены колеблются в районе полутора тысяч рублей в месяц. И не то чтобы очень дорого, но исходя из размера детских пособий удовольствие не из дешевых.

На вопрос о преподавательском составе и методиках обучения в одних школах не без гордости отвечают: «У нас работают только высококвалифицированные педагоги со стажем работы не менее десяти лет, мы используем известные методики, проверенные временем». Но есть и такие школы, где занятия идут по авторским программам, которые разработаны иркутскими специалистами, а ведут обучение педагоги только-только с институтской скамьи. Молодость и пыл компенсируют стаж и квалификацию. Впрочем, об истинном профессионализме тех и других это ничего не говорит.

Раньше не значит лучше

— Школы раннего развития — это замечательно! Они помогают родителям обеспечить ребенку разностороннее, всеобъемлющее развитие. Создать условия для максимального раскрытия индивидуальных способностей малыша. Но все это лишь при одном условии — если обучение ведется в соответствии с планомерным развитием ребенка, — рассказывает Наталья Смольникова, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета дошкольной педагогики и психологии Иркутского педагогического университета. — Не учитывая основные законы развития малыша, воспитатели и педагоги школ раннего развития могут только навредить.

По словам Натальи Глебовны, надо четко разделять два понятия — раннее развитие и развитие опережающее. Знак равенства между ними ставить нельзя. Ребенок от рождения до школы проходит определенные этапы взросления. Они закономерны и знакомы каждой маме. Первый шаг, первое слово, первая самостоятельно собранная пирамидка... Раннее развитие планомерно и своевременно. Это норма. Так, к концу третьего года жизни ребенок должен уметь говорить, владеть основными движениями. Должен различать предметы по цвету, размеру, форме. А вот когда малыша в два-три года учат считать и писать, это уже развитие опережающее. И оно не всегда оправдано.

— Ряд отечественных психологов и современные исследования в лаборатории дошкольного детства говорят о том, что, обогащая ребенка, не надо опережать его развитие. Малыш очень пластичен, восприимчив, его многому можно научить. Вопрос: зачем? Если трехлетний ребенок читает и пишет, в этом нет ничего хорошего. Рука для письма пока не готова, мелкая мускулатура не развита. Да, малыш может сложить слоги и прочесть слова. А вот понять смысл прочитанного текста может далеко не всегда.

По словам специалистов, нередко родители осознанно стремятся ускорить развитие ребенка, не понимая, какой вред тем самым наносят малышу.

— Так, например, стало популярным с малых лет учить ребенка второму языку. Да, обучение, скажем, английской речи в дошкольном возрасте возможно. Но только тогда, когда ребенок в достаточной мере владеет родной речью. Исключения составляют дети из двуязычных семей. В остальных случаях это нередко приводит к путанице и неправильному произношению. В три года ставить такие задачи перед малышом преждевременно.

Что касается методик, есть прекрасные, хорошие программы. Но все они требуют компетентного, профессионального педагога. Программы «Истоки», «Кроха», «Детство». Методики Зайцева, Никитина, вальфдорские методы. У каждой из программ есть свои хитрости. Например, методика знаменитого итальянского педагога Монтессори достойна всяческих похвал. Многие детские сады используют в своем обучении элементы этой программы. Но чтобы полностью переходить на методику Монтессори, надо умело адаптировать ее под особенности наших, русских детей.

Документик предъявите

Как нас заверили в службе контроля и надзора в сфере образования Иркутской области, лицензию на право ведения образовательной деятельности школа может получить лишь в том случае, если программа обучения одобрена Министерством образования Российской Федерации. Если же методика авторская, разработанная иркутскими специалистами, она в обязательном порядке должна пройти экспертный совет при областном департаменте образования.

На вопрос, возможна ли ситуация, когда в лицензии утверждена одна программа, а фактически обучение идет по другой, Галина Хаустова, начальник отдела дошкольного и специального образования службы контроля и надзора в сфере образования Иркутской области, отвечает:

— Теоретически такая ситуация возможна. По закону мы имеем право на проведение проверки того или иного учреждения лишь раз в два года. Но если у родителей есть серьезный повод сомневаться в правильном преподавании программы, обращайтесь в нашу службу. По запросу родителей мы в обязательном порядке проведем контрольно-инспекционную проверку и в случае выявления нарушений примем надлежащие меры.

Каждому, кто хочет определить ребенка в школу раннего развития, сотрудники службы настоятельно рекомендуют запросить лицензию и лично удостовериться в ее наличии. И помните, она действительна лишь при обязательном приложении, в котором черным по белому прописаны все условия обучения.

Это информация о педагогическом составе, подробные сведения о программах и методиках преподавания, а также сведения о таких нормативных требованиях, как предельная численность учеников, метраж помещений и прочая информация. Если же лицензии у школы раннего развития нет, значит, фактически никакой ответственности за обучение и безопасность вашего ребенка учреждение нести не может. Деятельность такой школы попросту незаконна, и доверять ей самое дорогое, что у вас есть, в высшей степени беспечно.

Нежный возраст

Не лишним будет поближе познакомиться и с самим педагогом, обязательно побывать на его уроках. К сожалению, большой стаж работы и высокая квалификация преподавателя еще не говорят о его внимательном и добром отношении к ребятам. Не бойтесь интересоваться успехами любимого чада — подробно спрашивайте о ходе занятий, о том, во что играл и что изучал ребенок на уроках. Это поможет отследить полученные малышом знания и степень сложности заданий.

Психологи отмечают, ребятишки раннего дошкольного возраста необыкновенно ранимы и впечатлительны. Некомпетентность педагога может нанести невосполнимый вред малышу. Излишние замечания, недовольство, командные нотки в голосе — все это порой начисто отбивает охоту учиться.

Кроме того, очень важно, чтобы задачи, которые ставят перед ребенком на занятиях, соответствовали его возможностям. И не возрастным, а индивидуальным. Светлана Копейкина, медицинский психолог детского приема Иркутского областного центра медико-социальной, психологической и психотерапевтической помощи населению, рассказывает:

— Похвалу, добрые слова в свой адрес хочет слышать каждый малыш. В случае, когда ребенок не оправдывает ожиданий взрослых, он переживает, замыкается в себе. И последствия могут быть самыми разными. Это невроз, стресс, заниженная самооценка. К сожалению, в нашей практике таких случаев немало. Поверьте, справиться с подобными проблемами непросто.

По словам детского психолога, чтобы не допустить таких ситуаций, надо внимательно отслеживать эмоциональное состояние ребенка. Если он общителен, весел и с охотой идет на занятия — причин для беспокойства нет. Если же, напротив, вы заметили тревогу, повышенное волнение, если ребенок нервничает и теряет в весе — пора принимать меры.

— Очень часто в надежде решить ту или иную проблему в школы раннего развития приводят застенчивых или, скажем, крайне неусидчивых малышей. Но порой это лишь усугубляет ситуацию. Если, по мнению родителей, у ребенка есть некая проблема, имеет смысл обратиться к детскому психологу. Мы проведем психодиагностическое исследование, постараемся разобраться в причинах возникновения проблемы. И уже после в совместном диалоге с родителем сможем выработать меры по ее преодолению.

Школа маму не заменит

И психологи, и педагоги сходятся в одном — главное знать своего ребенка. Да, прискорбно, но факт — далеко не каждый родитель таким знанием может похвастаться. Психологи грустно улыбаются: вот бы школу развития для родителей открыть.

— Иногда мамы и папы считают своим долгом найти хорошую школу, грамотно подобрать ряд дополнительных занятий, — делится наблюдениями детский психолог Светлана Копейкина. — Но воспитание не сводится к тому, чтобы терпеливо водить ребенка из одного кружка в другой. Ни один, даже самый лучший, педагог не в силах заменить ребенку заботу и внимание родителей. И речь идет не только об интеллектуальном развитии малыша. Задайтесь вопросом, а умеет ли ваш ребенок сопереживать, любить. Умеет ли прощать, сочувствовать. Что говорить, порой эта наука дается гораздо трудней сложения и вычитания.

Метки:
baikalpress_id:  21 834