Американке не хватило денег на картину

В Иркутске открылась выставка Зорикто Доржиева — бурятского художника с мировым именем

О Зорикто Доржиеве, молодом многообещающем художнике, знают во всем мире — его картины выставлялись в Майами, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Страсбурге. Художник участвовал в создании костюмов для кинокартины Сергея Бодрова «Монгол». Незнаком Доржиев, пожалуй, только иркутянам. На минувшей неделе в отделе сибирского искусства Иркутского областного художественного музея им. В.П.Сукачева открылась его первая иркутская выставка.

Восточные мотивы всегда пленяли воображение европейцев, прежде всего своей азиатской загадкой: в спокойствии степей житель мегаполиса ищет буддийского уединения. В противовес угловатости, динамизму, свойственным многим современным художникам, Зорикто Доржиев выдвигает на первый план в своем творчестве пластику и изящность форм.

По словам директора Республиканского художественного музея имени Ц.Сампилова (Улан-Удэ) Татьяны Бороноевой, талант Доржиева во многом обусловлен его происхождением. Зорикто вырос в семье художников Риммы и Бальжинимы Доржиевых. Вдохновение Зорикто черпает из детства, которое прошло в деревне, когда он впервые взял в руки кисть. Возможно, поэтому сегодня менять родные пенаты на что-то другое художник отказывается. — Сейчас я живу в Улан-Удэ, пробовал работать в Москве, но не смог, — говорит Зорикто Доржиев. — В суете мегаполиса сложно сосредоточиться, нет ощущения гармонии. Дома комфортнее.

В Иркутск Зорикто привез выставку «Степные истории». С картинами в музей въехало ощущение бурятской степи и людей, которые ее населяют: кочевники, воины, богатыри, восточные женщины. По всей видимости, классическое образование, которое Зорикто получил в Красноярском государственном художественном институте, лишь усилило национальную самобытность его таланта.

— Классическое образование во многом построено на европейском искусстве — Средневековье, Возрождение, искусство Европы, — объясняет Зорикто. — На картинах выставки это искусство мало затрагивается. Я хотел изобразить что-то родное и нетронутое.

Однако художник тут же добавляет, что старается не зацикливаться на какой-то определенной исторической эпохе, культуре или цивилизации. По словам Зорикто, в его работах нет конкретных исторических деталей, все мотивы переработаны и в какой-то мере усилены. Таким же образом Зорикто «обазиатил» знаменитую «Джоконду» Леонардо да Винчи. Кстати, разгадать улыбку восточной Джоконды также не представляется возможным, как и на шедевре итальянского художника. Сам Доржиев предпочитает уклоняться от ответа и предлагает каждому найти разгадку самостоятельно.

— Никогда не трактую свои произведения, не хочу навязывать свое мнение людям, — рассказывает он. — Надо, чтобы зрители понимали мои произведения по-своему.

В качестве приятного дополнения к выставке Доржиев приготовил показ одежды, изготовленный по серии его зарисовок «Наложницы». Семь наложниц по соответствию с днями недели: Понедельник, Вторник, Среда... Попробовать себя в качестве модельера Доржиев решил после фильма «Монгол», где он входил в состав создателей костюмов, активно работал над образами монгольских воинов.

Сегодня многие работы Доржиева хранятся в частных коллекциях в России, США, Германии, Австралии. И стоят баснословные суммы. Это привлекло на открытие выставки большинство ценителей и просто сочувствующих современной живописи.

— Эти картины во многом отличаются от европейского искусства, я слышала, что они оригинальны, этим и привлекают, поэтому пришла сюда, — рассказала Сюзан Венгл, американская студентка из Беркли. — Конечно, есть огромное желание что-нибудь купить, но денег, думаю, не хватит.

Картины «Степной истории» создавались в период с 2005-го до начала 2007 года. Месяцем раньше выставка экспонировались в Страсбурге. Новые произведения Доржиева выставляются в данный момент в Москве. Выделить лучшую картину среди всех художник не может. Но любимая есть. По словам Доржиева, ей два года и она ходит в детский сад.

Справка «СМ Номер один»

Зорикто Доржиев окончил в 1996 году Бурятское республиканское училище культуры и искусств, в 2002-м — с отличием Красноярский государственный художественный институт. В 2003—2005 годах стажировался в творческих мастерских Российской академии художеств отделения «Урал, Сибирь, Дальний Восток» (рук. А.П.Левитин) в Красноярске.

Метки:
baikalpress_id:  21 837