Размер имеет значение

Агломерация: не выживать, а полноценно жить в Иркутской области

Фонду регионального развития Иркутской области (ФРРИО) исполнился год. Сейчас уже очевидно, что его появление стало катализатором для реализации новых идей, для начала давно назревших масштабных преобразований в экономике и социальной сфере. Фонд стал инициатором и координатором разработки масштабных проектов, призванных решить давно наболевшие задачи, ответить на вызовы современности. Сегодняшний наш собеседник — исполнительный директор фонда Игорь Жук.

Новые возможности для каждого человека

— Игорь Владимирович, Фонд регионального развития Иркутской области более всего известен своим проектом развития агломерации городов Иркутск, Ангарск и Шелехов, хотя это, предполагаю, не единственное, чем вы занимаетесь...

— В самом названии фонда почти весь ответ. Да, мы вместе с нашими партнерами из Москвы, Санкт-Петербурга разрабатывали стратегию развития области на отдаленную и ближайшую перспективы, вносили свои предложения по корректировке программ социально-экономического развития региона. Эти документы в скором времени мы представим в администрацию Иркутской области. Безусловно, агломерация городов Иркутск, Ангарск, Шелехов является составной частью стратегического плана Иркутской области. Если же говорить об известности этого проекта, то, конечно же, все объясняется тем, что он оказался самым близким для жителей Иркутска, Ангарска и Шелехова.

— Почему, как вы думаете, проект так заинтересовал жителей?

— Да прежде всего потому, что это новые возможности для каждого человека. Ведь что такое агломерация, как ее понимают ученые? Это компактное пространственное расположение городских поселений, объединенных в единое целое интенсивными производственными, трудовыми, культурно-бытовыми, рекреационными связями, элементами общей инфраструктуры. Де-факто по отдельным критериям мы уже сейчас находимся в условиях агломерации. Каждое утро сотни, тысячи, например, ангарчан направляются на работу и учебу в областной центр, то же самое происходит в Шелехове.

Границы между тремя этими большими точками уже сейчас во многом условны. Города вольно и невольно движутся навстречу друг другу. Но есть одно большое «но»: нынешнее, скажем так, пространство очень слабо работает на качество жизни людей, ее уровень, на повышение жизнеспособности территорий, на комфортность проживания, на рост доходов.

Наша задача — наполнить это пространство новым содержанием. И в первую очередь с помощью тех проектов, которые, повторюсь, позволят создать новые возможности для каждого человека в Иркутске, Ангарске, Шелехове, в селениях, примыкающих к ним.

Точки роста

— Речь, надо полагать, идет о новых инфраструктурных объектах...

— Я бы сказал — точках роста. Самый распространенный пример — строительство аэропорта Иркутск-Новый в пади Ключевой, что находится между Иркутском и Ангарском. Как думаете, появление современного авиатранспортного узла скажется на нашей личной жизни, на экономике? Конечно, скажется.

А формирование транспортного каркаса агломерации, системы скоростного общественного транспорта, реконструкция и строительство систем водо- и теплоснабжения? А появление новых производств, а значит, дополнительных рабочих мест? Все основные проекты мы намерены представить 14 декабря на презентации проекта концепции развития Иркутской агломерации. Без реализации наработанных проектных решений практически невозможно снять инфраструктурные ограничения для дальнейшего развития того же жилищного строительства, промышленности.

— А что такое транспортный каркас агломерации? Новые дороги?

— Если кратко, то да. Этот проект предусматривает формирование современного автотранспортного каркаса агломерации. Главные его достоинства — скорость, удобство, комфорт передвижения на автотранспорте в пределах агломерации. Здесь планируется строительство сразу нескольких дорог.

Во-первых, безостановочная скоростная автомагистраль Ангарск — центр Иркутска — Листвянка. Далее предусматривается формирование подъездных дорог к новому аэропорту агломерации. Затем намечено строительство автодороги Иркутск — Большое Голоустное.

И кроме того, формирование скоростной безостановочной магистрали Шелехов — Иркутск. Все проекты планируется реализовать к 2015 году, их финансовая емкость составит примерно 25 миллиардов рублей. Мы думаем, что здесь будут использованы деньги федерального и регионального бюджетов, часть средств из казны муниципальных образований трех городов.

— В свое время было много разговоров и о создании рельсовой системы скоростного общественного транспорта.

— Да, есть у нас такой проект. Существуют и разные проектные решения. Или это будет скоростной трамвай — а есть подвижной состав и отечественного, и зарубежного производства, — или рельсовый автобус, подобный тому, который запустила ВСЖД от Иркутска до Усолья-Сибирского. Нам важен конечный результат: из одной точки агломерации в другую человек должен удобно доехать в пределах 45—60 минут.

Сейчас проектировщики рассматривают варианты использования существующей железной дороги, а также строительство новых путей вдоль автомобильной магистрали. Трассированием занимается ГипродорНИИ. В конце января они должны представить нам свое видение решения этой задачи. Совместно с администрацией области мы ищем инвесторов.

Вода и тепло

— Игорь Владимирович, у трех городов — где в большей, где в меньшей степени — имеются проблемы с системами жизнеобеспечения. В ближайшее время они могут усугубиться и помешать развитию Иркутской агломерации.

— Мы изучали эту проблему. Выявлен большой износ сетей в трех городах. Сети требуют капитальных вложений. Кроме того, города нуждаются в новых источниках водоснабжения. Сегодня мы берем воду из открытых источников. Подземных защищенных нет вовсе, а это прямое нарушение современных требований к безопасности. Поэтому как вариант рассматривается водоснабжение трех городов из подземных источников.

Необходимо использовать новейшие технологии. Хорошая, качественная вода — это в первую очередь здоровье людей. В рамках агломерации будем решать эту назревшую проблему, поскольку ее существование, по сути, заблокирует попытки властей повысить качество жизни, помешает развитию строительства. Уже сейчас строители натыкаются на ограничения с подключением к инженерным сетям, дальше существующий дефицит только возрастет.

В нынешнем году мы занимались предпроектными решениями в этом крайне важном направлении, а в следующем должны выйти на уровень разработки проектной документации. Здесь мы, как всегда, работаем в тесной связке с администрацией области. Сейчас там, как вы знаете, введена должность заместителя главы региональной администрации по вопросам Иркутской агломерации. Этот пост занимает Константин Жаботинский.

Вместе ищем инвесторов, проводим переговоры. Не исключено, что часть необходимых средств удастся получить из Инвестиционного фонда. Вообще, по всем инфраструктурным проектам мы рассматриваем разные варианты привлечения средств, в том числе и частных инвесторов. Ведем переговоры с Банком развития.

— Надежные сети водоснабжения, безусловно, необходимы, а как быть с теплом?

— Вопрос решается. Избыточная тепловая энергия имеется в Ангарске. Она понадобится и новому аэропорту, и производствам, и новым жилищным массивам. Сейчас Иркутскэнерго выполняет проект переброски тепловой энергии по сетям в сторону Иркутска, чтобы снять ограничения, связанные с развитием территорий, в том числе и с массовым строительством. Со временем появится единая система теплоснабжения.

Впереди остальных

— Те проекты, которые вы уже назвали, без сомнения, способны изменить жизнь многих людей к лучшему. Они по-настоящему усиливают привлекательность «большого Иркутска», в том числе и для бизнеса, ведь деловые люди мыслят еще и категориями масштаба. Одно дело город-миллионник с приличной инфраструктурой, и другое — обычный областной центр, пусть даже с городами-спутниками.

— Тут, как говаривал один из киногероев, без вариантов. Размер имеет значение. Инвестиции направляются туда, где есть хорошие дороги, современные транспортные узлы, где имеются квалифицированные кадры, где меньше всего ограничений, в том числе инфраструктурных, для развития того или иного бизнеса.

Крупные компании на мелочи не размениваются. Да, область, наверное, проживет и без полноценной агломерации, но это будут совершенно иные темпы роста, совсем иное качество жизни. Но поймите: города-миллионники развиваются совсем по-другому, более интенсивно. Ведь одно дело выживать, и другое — полноценно жить именно в Иркутской области.

Не думать о поиске счастья за ее пределами. Ни Ангарску, ни Шелехову, ни даже Иркутску в одиночку не потянуть крупные объекты, которые ощутимо изменят среду обитания. Если нам удастся наполнить жизнь в агломерации новыми смыслами, ценностями, целями, реализовать здесь новые проекты, то появится мощная точка экономического и социального роста за Уралом.

Мы не единственные в России, кто думает о развитии агломераций. Просто сейчас мы оказались впереди остальных. Этот приоритет мы и стараемся использовать, тем более что есть к этому процессу интерес федерального центра.

Загрузка...