В Иркутске открылся первый современный подземный переход

Через десяток лет областной центр будет насквозь пронизан подземками

Более тридцати лет назад в Иркутске появился первый подземный пешеходный переход в районе улицы 8-й Советской (ныне — Волжская). И вот спустя годы все увеличивающийся поток транспорта и перманентно возникающие пробки заставили городские власти задуматься о кардинальных мерах. Бороться с транспортными заторами решили комплексно: наряду с расширением улиц власти задумали строить пешеходные переходы — да не где-нибудь, а под землей. За работу активно взялись в нынешнем году. На прошлой неделе был сдан в эксплуатацию первый современный подземный переход новой конструкции. И это только начало. В конце этого — начале следующего года откроется еще два перехода — на политехе и в Лисихе. В следующем же году преодолевать проезжую часть по подземному переходу смогут жители домов, располагающихся вблизи остановок общественного транспорта «Цимлянская» и «Волжская». Однако на этом меры по борьбе с транспортными пробками, которую ведет городская администрация уже не первый день, не закончатся...

Первый переход на Байкальской открыт

В подземном переходе на остановке «Микрорайон Байкальский» теперь как в столичном метро. Крепкие ступени из чистейшего гранита с шероховатой поверхностью, снабженные пандусами, открывают дорогу в подземный переход. А там ультрасовременные светильники наверху, под ногами удобная керамическая плитка с рубчиками, препятствующими скольжению, а на стенах приятный бежевый керамогранит.

— Чисто, просторно, современно, — отметили чиновники мэрии и подрядчики, открывающие переход в минувшую пятницу.

— Срок службы перехода не ограничен, — не без гордости добавил первый заместитель мэра Иркутска Олег Шандрук.

Как только красная ленточка была перерезана, местные жители смело спустились под землю. Переход стал спасением в первую очередь для стариков. — Так удобно теперь переходить, не надо бежать через дорогу, когда светофор мигает, — преодолевая переход в первый раз, сказала нам пенсионерка Галина Козловская.

— А я-то и не знала, что переход уже открыт. Смотрю, люди идут, так и я пошла. Хорошо здесь, красиво, — оценила новое строение жительница микрорайона Нонна Иосифовна.

В новом переходе не будет торговых павильонов, он построен исключительно для движения пешеходов. Сейчас на светофоре вблизи остановки «Микрорайон Байкальский» отключена пешеходная фаза, поэтому движение транспорта заметно ускорилось.

Абсолютно новое подземное сооружение подрядчик возвел за четыре месяца. Работы начались в середине июля. За две недели была прокопана полость под проезжей частью, сделан мощный монолитный фундамент, смонтированы блоки, из которых и состоит тело тоннеля.

— Длина открывшегося перехода вместе с тремя входами составляет 97 метров. Высота 2,5 метра, а ширина — 4, — отчитался Сергей Сасун, заместитель генерального директора по производству фирмы-подрядчика ООО «ТСК Регионспецстрой». — Данные переходы снабжены усиленной гидроизоляцией, и никакие техногенные воды для них не страшны.

Впрочем, при строительстве и проектировании перехода обошлись самым демократичным по цене вариантом. Переход на Байкальской обошелся в 26 млн рублей. Блоки, из которых состоит тело перехода, изготавливали на заводе ЖБК Восточно-Сибирской железной дороги, а не закупали невесть где втридорога. Да и размеры нынешнего перехода (4х2,5 м) были взяты неспроста. К этому размеру пришли в результате долгих и тщательных исследований интенсивности движения пешеходов в районе остановки. После подсчетов проектировщики отмели ранее имеющиеся варианты тоннелей в 6 и 6,6 метра шириной.

Подрядчика пришлось учить с нуля

При проектировании перехода ИркутскгипродорНИИ опирался на опыт, накопленный поколениями и странами.

Между тем, хоть и заявляется теперь, что этот переход — всего лишь один из серии типовых моделей, которые можно установить под любой автомагистралью города, все же каждый проект любого перехода из тех, что будет построен в городе, уникален.

Железобетонные блоки проектировщики предпочли, к примеру, трубам из гофрированного металла только потому, что блоки более мобильные, гибкие, их можно изогнуть под любым углом, в отличие от прямолинейной трубы, к тому же блоки более приемлемы по цене. Блоки были испытаны на прочность на заводе, где изготавливались. Испытатели нагрузили на блок около 35 тонн.

— Такой вес никогда не будет оказывать воздействия на переход в реальной жизни, — считает главный инженер проекта Валерий Авериянов. — Переход выдержит два танка, каждый по 60 тонн. Это совершенно точно. Этап испытаний, как, впрочем, и все этапы строительства перехода, отслеживался проектировщиками.

— Подрядчика, ранее не имеющего опыта строительства подземных переходов, приходилось учить всему, поэтому начинали мы строительство достаточно долго, — говорит Валерий Авериянов. — Первые моменты были самыми острыми, мы контролировали каждый этап работ.

Переходы, возможно, будут разных оттенков

Переход на Байкальской не единственный, который откроют до конца года. На подходе подземный переход в районе технического университета, его могут открыть при благоприятных обстоятельствах, а также переход в районе остановки «Лисиха».

В этом году он может быть пущен без стопроцентной отделки. Полностью же переход будет готов к марту следующего года. В следующем же году пройдет конкурс, призванный определить подрядчика, который займется строительством еще двух переходов на улице Байкальской. Согласно проекту реконструкции улицы Байкальской, планируется возвести четыре подземных пешеходных перехода в самых оживленных местах магистрали.

Каждый переход будет отличаться своей уникальной формой. К примеру, переход на Цимлянской будет построен не перпендикулярно, а под углом, что, впрочем, даст ему дополнительные преимущества в виде пяти входов: двух на нечетной стороне дороги и трех на четной. Один из трех входов будет вести прямо к школе, расположенной вблизи остановки.

Для сравнения: в Лисихе планируется сделать четыре выхода из перехода, по два на каждой стороне. А в Байкальском, как могли видеть местные жители, только три выхода. Второй выход на четной стороне не позволили сделать наземные объекты: необходимо было оставить выезд для расположенной вблизи АЗС и дорогу к рынку «Байкальский».

Неодинаков и размер переходов. К примеру, в Лисихе возводится тоннель в 130 метров против 97 метров на Байкальской. Соответственно, и стоить он будет дороже — порядка 60 млн рублей.

А для того чтобы переходы не выглядели как братья-близнецы, рассматривается вариант внутренней отделки материалами разных цветов. Между тем, если переходы на Байкальской будут гарантированно построены, строительство подземки на Лермонтова, в районе института МВД, несколько забуксовало.

— Для начала строительства этого перехода необходимо провести ряд работ по выведению коммуникаций, — рассказывает о сложностях главный инженер проекта. — Там достаточно узкое место, и вести канализацию придется по территории института, являющегося федеральной собственностью. Руководство института этого делать не разрешает. А иначе нельзя. Сточные воды могут затопить весь район, да и не только. Впрочем, эта проблема еще будет решаться в дальнейшем.

Переход на Волжской еще не устарел

По словам старожилов, переходу на остановке «Волжская» более 30 лет. Сейчас много говорится о том, что построен он был неправильно.

— Ошибка заключается в неудобстве его расположения, — говорит Сергей Сасун, представитель фирмы-подрядчика. — Люди идут с остановки на Постышева и наоборот, а переход находится метрах в 50 от основного движения. Это и неудобно. Если вы торопитесь, то побежите по дороге, а не будете тратить время на спуск в переход.

Новый переход на Волжской, как обещают проектировщики, будет расположен в нужном месте — именно там, где наблюдается наибольшая интенсивность движения.

Проектировщик ИркутскгипродорНИИ Валерий Авериянов уверен, что старый переход еще конструктивно не устарел.

— Он строился с учетом интенсивности движения транспорта. Но ведь раньше дорога была другая, машин было меньше, да и другие они были. Сегодня иные технологии, отделочные материалы. В замене нуждается, конечно, внутренняя отделка перехода — его не мешало бы закрыть на реконструкцию. А так в общем-то переход еще может долго служить.

Новые же переходы будут возводиться с учетом нынешних обстоятельств. Так, ИркутскгипродорНИИ приступил к разработке проекта подземного перехода на улице Ленина, в районе стадиона «Труд» и филармонии.

— Каким он будет, сегодня сказать сложно, — не берется оценивать масштаб работ Валерий Авериянов. — Но уже сейчас можно сказать, что не так велика стоимость строительства перехода, как вынос коммуникаций. Это основная работа.

Кроме этого, по словам Сергея Сасуна, городская администрация задумала снабдить подземными переходами все основные проблемные территории города. Проектировщиками и чиновниками городской администрации рассматривалась возможность строительства переходов на Урицкого, Боткина, Синюшиной Горе, в районе рынка «Ручей», а также, возможно, в Ново-Ленино и Иркутске II. Однако этим задумкам до момента реализации предстоит пройти долгий путь — от ряда согласований до выделения средств.

Метки:
baikalpress_id:  20 309