Автомобиль ГАЗ-53 с 5 поршнями

Это письмо пришло на конкурс «Я — изобретатель!». Тем не менее мы решили, что разместим его под рубрикой «Большие гонки». Считаем, что этот рассказ будет, несомненно, интересен большой части наших читателей, людей, безусловно, изобретательных, очень предприимчивых, и тех, кто провел много незабываемых часов в попытках реанимировать в разных условиях отечественные автомобили. Автора же, приславшего этот увлекательный рассказ, спешим успокоить: его история обязательно будет участвовать в конкурсе. Орфографию и стилистику мы сохранили.

В 1993 году в нашем районе был Райспорткомитет, а я его председателем. Транспортная проблема в нашем районе наиболее «выпуклая». Для того чтобы проще решать названную проблему, из 2 автомашин ГАЗ-53 была собрана для поездок на спортивные мероприятия автомашина типа «Вахтовка». Поддержка исходила от главы администрации Садчикова И.М. и его заместителя Бутырина Н.Т.. Естественно, что все необходимые регистрационные документы были, но очень часто случались поломки, и при содействии уже нового главы района Сумарокова А.А. был приобретен новый двигатель.

Радость немного была омрачена, что в новом двигателе был какой-то дефект. При перегазовке из глушителя шел густой дым, и приходилось доливать моторного масла чаще, чем рассчитано по норме. Понятно, что, ставя на автомобиль новый двигатель, были проверены затяжки гаек головок блока и даже шатунов.

Так, некоторые гайки закручивались даже от руки. После 20 тысяч километров пробега нового двигателя отвалился вентилятор, потому что вал помпы переломился и на срезе были видны следы более раннего надлома. Точно не помню, но где-то после 60-тысячного пробега двигатель «застучал».

Следует сказать, что ГАЗ-53 «Вахтовка» на балансе стояла в РайОНО. Водителем, совмещая работу в райспорткомитете, был автор этих строк, имея водительское удостоверение со всеми открытыми категориями и за плечами работу на автомобилях 11 марок и около 400 тысяч наезженных километров, за 20 лет, но с перерывами.

И вот заведующий административно-хозяйственным отделом РайОНО Безродных Н.Ф. говорит: «Ты извини, Сергей Степанович, но твоя автомашина ни кому не нужна». Стало понятно, что никаких средств на ремонт «Вахтовки» выделено не будет. Что делать? «Вахтовка» была бедой и выручкой.

Ограниченные средства на физическую культуру и спорт, выделенные в бюджете района, экономились благодаря тому, что автобус по заказу на поездку на соревнования в г. Иркутск, в автохозяйстве, в 1996 обходился 22 тыс. рублей, мы же на «Вахтовке», на ГСМ тратили около 5 тысяч рублей. Да и внутри района кроме экономии средств «Вахтовка» позволяла без лишних сложностей проводить соревнования между секциями по различным видам спорта.

Пришлось использовать знания, которые я получил в Иркутском автомотоклубе ДОСААФ на улице Омулевского от преподавателя Андреева Николая Ивановича в далеком 1971 году, когда учился от военкомата на водителя. Так вот, Н.И.Андреев нам, курсантам, постоянно объяснял, что же можно предпринять в тех случаях, когда нужно ехать, а автомобиль не исправен.

В том числе был разобран случай, когда «застучал» двигатель. Как было сказано выше, описываемый двигатель был куплен новым. Вкладыши стояли нормальных размеров. Я снял поддон (здесь и все далее операции ремонта делались на двигателе, который с автомобиля не снимался), нашел прослабленные вкладыши, оказалось, что 3-й и 7-й шатуны, находящиеся на одной шейке коленчатого вала. Специалисты по ремонту двигателей могут ужаснуться и не поверить, но то, что опишу дальше — правда и ничего кроме правды.

Купив шатунные вкладыши на 0,25, я стал подтачивать шейку коленчатого вала напильниками, брусками, наждачной бумагой. Эллипс, набитый застучавшими шатунами, измерял также без микрометра и «штангеля». В крышку шатуна вкладывал вкладыш 0,25, вел по шейке шатуна и четко определял, где нужно стачивать эллипс.

Как только крышка с вкладышем вплотную прилегала к валу, нулевой наждачкой шлифовал шейку и закреплял шатуны. После такого «ремонта», через неделю-полторы, вновь снимал поддон и все заново, только уже с другим размером вкладышей: 0,5; 0,75; 1; 1,25 и последнего ремонтного размера 1,5. Так я использовал «Вахтовку» примерно 2 месяца. После того, как закончились все ремонтные размеры вкладышей, оставалось одно: «выбросить» поршня 3-го и 7-го цилиндров, поставив вместо шатунов по 2 крышки шатунов, соответственно притянув их шатунными же болтами, чтобы не гнало масло в отверстия коленчатого вала.

Примечательно, что как я не старался, вытащить поршня, не снимая головок блока — не смог. Разбить их не смог, а выйти поршням в сторону поддона, мешают конструктивные особенности блока. Сняв, головки блока и разумеется поддон, я убрал 3-й и 7-й поршня, поставил крышки шатунов, убрал в этих цилиндрах штанги и толкатели клапанов, убрал в свечах зазор, чтобы не проскакивала искра и получилось, что цилиндры без поршней, как бы являлись увеличением масляного картера.

Мы все знаем, что стоит в двигателе автомобиля не работать какому-то цилиндру, то двигатель начинает «троить», резко падает мощность и уже мучения, а не езда. А тут целых 2 цилиндра не работают?!?!. Сыграло видимо то, что когда я убрал поршня, двигатель не тратил сил впустую вращать поршня не работающих цилиндров. При 6 цилиндрах двигатель работал относительно плавно, что я не ожидал. Вибрация от разбалансировки была не большой. Немного трясся подбородок и начали откручиваться некоторые гайки оборудования в кабине. Гайки я закернил, а на трясущийся подбородок не обращал внимания.

Через некоторое время, в пути начал как-то попыхивать двигатель, П-ы-х, через некоторое время опять п-ы-х. Я подумал: «Что-то с пробкой радиатора и так выходит пар при нагревании воды». Но однажды меня оглушило взрывом и в результате поддон двигателя из немного вогнутого, стал очень выпуклым, вылетели прокладки крышки клапанов, но к счастью других повреждений не было.

Я догадался, что не смотря на то, что в неработающих цилиндрах свечи были замкнуты на массу, п-ы-х это не пар, а иногда проскакивала искра и воспламенялись газы, скопленные в картере. Не долго думая, я просто убрал провода высокого напряжения на цилиндры без поршней и ещс удивлялся — почему же я раньше до этого не догадался? Как показали дальнейшие события, провода убирать было нельзя! Опять же, месяца через 2, после того, как я начал ездить на 6-ти цилиндрах, поехали мы на зональные соревнования по шахматам и русским шашкам в п. Усть-Ордынский. Проехали за Качуг километров 10 и «Вахтовка» заглохла.

Посмотрев, что нет искры, я заменил катушку зажигания, повозился с трамблером и не получив результата, на буксире были доставлены обратно в Качуг, до гаража автохозяйства. Было начала декабря, пятница, была надежда, что в теплом гараже причина отсутствия искры будет обнаружена и мы продолжим путь на соревнования. Но не тут-то было: менялись катушки, трамблеры, вариаторы, коммутаторы и резисторы, проводка — искры не было, за «валюту», стеклянную, большинство водителей автохозяйства, по очереди и скопом, при этом сильно удивляясь не понятному случаю, помогали, а двигатель не заводился даже от пускового устройства, хотя и включали его на 24 вольт вместо 12.

И все это продолжилось до вторника. Прожив 2 дня в Качугской гостинице, вернулись в Жигалово на рейсовом автобусе «мои» шахматисты и шашисты. Водитель — асс Остапишин дядя Вася, тоже оказался бессилен, в том числе не было искры, когда электронное зажигание меняли на простое, заменив катушку и на контакты подключая конденсатор.

Через начальника автохозяйства Шеметова / имя и отчество запамятовал/ во вторник вызвали электрика — пенсионера и к вечеру просто, не спеша, с проверкой и установкой всех деталей и приборов, касающихся зажигания, этот человек заставил двигатель завестись. Когда двигатель заработал, электрик, сдерживая изумление, небрежно мне сказал: «И еще поставь 2 провода на свечи». Также небрежно, но с искренней гордостью, скромно говорю: «А у меня нет в этих цилиндрах поршней». Больше этот электрик со мной не разговаривал...

Следует добавить, что при выезде из гаража автохозяйства, при всем скоплении работающих, в том числе начальника автохозяйства и моего коллеги по работе, председателя Качугского райспорткомитета Андриянова Н.Н., прямо в воротах, двигатель заглох. Но в этом случае и за сорок километров до Жигалово искра появлялась после замен катушек зажигания. Ведь в кабине, на полике, стояла коробка с кучей катушек, трамблеров, резисторов.

Вернувшись в Жигалово, я вновь поставил в крышку трамблера 2 провода высокого, но уже на свечи их не подсоединял, а замкнул на массу, просто прикрутил их алюминиевой проволочкой к тяге между кабиной и радиатором.

Сразу же получил ответ на «колдовство» в Качуге. Двигатель стал работать намного мягче, отсутствие поршней практически не ощущалось, и я сделал вывод: когда убрал провода высокого напряжения, то бегунок прерывателя-распределителя, дойдя то пустой клеммы, вместо разгрузки катушки зажигания посылал ток куда-нибудь, и в результате в Качуге электрооборудование не выдержало, почему-то сразу все вышло из строя.

Стало ясно, что не только нельзя долго держать включенным зажигание при неработающем двигателе, так как может взорваться катушка, но и катушке нужно разряжаться после каждого смыкания контактов или иного посыла импульса. Всего этого могло не быть, если бы не заводской брак на двигателе. Еще со времен доперестроечного периода, когда запчастей «днем с огнем было не сыскать», считалось, что если деталь или агрегат попадают в запчасти, значит там есть какой-то дефект. Когда я убирал два шатуна, то на одном обнаружил заломыш сверла в отверстии, которое сверлится в шатуне для смазки поршня. По всей видимости, это и было причиной дымления и оседания грязи на головке коленвала, из-за чего двигатель застучал.

«С двумя проводами на массу» мы несколько раз съездили на соревнования до Иркутска, Ангарска, Куйтуна, Усть-Орды и Качуга. Двигатель работал нормально. А когда застучал шатун в пятом цилиндре, убрал шатун, используя весь приобретенный опыт, и еще проездил с полгода, но за пределы района уже не выезжал. И если какой-то цилиндр из оставшихся пяти не работал (откажет свеча или слетит провод), двигатель на 4 цилиндрах обороты не развивал и автомобиль ехать не мог.

В 1999 году, при мэре района Зарукине Г.Г., был куплен для нужд райспорткомитета подержанный автобус КАВЗ-3270. «Вахтовка», с пятью цилиндрами, была на ходу, но волею судьбы явилась поставщицей запчастей к автобусу, примерно так же, как когда-то сама была собрана из 2 машин.

Метки:
baikalpress_id:  8 451