На Иркутском аэродроме гоняют собак, зайцев и лис

Птиц, прилетающих на территорию аэропорта, отпугивают тревожные крики их собратьев, записанные на CD-диск

Каждый день инженера по орнитологическому обеспечению безопасности полетов ФГУП "Аэропорт Иркутск" Виталия Мельникова начинается с того, что он садится в автомобиль "Нива", вставляет в автомагнитолу CD-диск и начинает разъезжать по территории аэродрома.

Машина наматывает километр за километром, из рупора на крыше доносятся тревожные и жалобные крики чаек, голубей, ворон и ястребов. Птицы, которые так и стремятся полетать наравне с самолетами, заслышав сигналы тревоги, отказываются от своих планов, но ненадолго.

Поэтому автомобиль с рупором и днем и ночью колесит по территории аэродрома, периметр которого составляет 21 километр. От бесконечных оглушительных криков птиц Мельникову порой становится жутко, но пугать пернатых - это его работа.

Летчик стал орнитологом

Любимый праздник Виталия Мельникова - День ВДВ, а страсть всей жизни - самолеты. Окончив летное училище в Оренбургской области и отслужив в армии, он осуществил свою мечту - стал пилотом малой авиации. Работая в авиакомпании "Байкал", он не только перевозил пассажиров, но и опылял поля ядохимикатами, тушил пожары.

В 1999 году авиакомпания "Байкал" прекратила свое существование, и Мельникову пришлось привыкать к работе на земле. Шесть лет он трудился в службе охраны аэропорта, пока четыре месяца назад ему не предложили переквалифицироваться в орнитологи.

- Меня всегда тянуло в небо. И до сих пор, когда смотрю на самолеты, хочется подергать за штурвал. Но назад пути нет - время ушло. Теперь у меня новая интересная работа, которая требует много времени и сил, - говорит Виталий Васильевич.

Работы у Мельникова действительно непочатый край, ведь около года в аэропорту вообще не было орнитолога и его отдельные функции выполняла аэродромная служба. Такая ситуация сложилась не только в Иркутске.

В целом по России задачи орнитологического обеспечения безопасности полетов практически не решались, нормативная база устарела, система информирования по фактам столкновения воздушных судов с птицами была разрушена, карты-схемы перелетов птиц утрачены, а отдел, который готовил программы по борьбе с птицами, расформировали более десяти лет назад.

Сейчас орнитологическим службам уделяется повышенное внимание, потому как только по существующей статистике с 1990-го по 2000 год в аэропортах страны по вине птиц произошло четыре аварии и 644 авиационных инцидента. Случались подобные происшествия и в Иркутске.

В 2005 году при посадке самолета Ту-154 "Уральских авиалиний" после включения реверса в двигатель залетела птица. Опасности для пассажиров и экипажа эта ситуация не представляла, но восстанавливать двигатель пришлось довольно долго.

Новый генеральный директор ФГУП "Аэропорт Иркутск" Константин Былинин решил уделить существующей проблеме серьезное внимание. В частности, планируется закупить новое оборудование для отпугивания птиц и направить орнитолога на повышение квалификации.

Кроме того, решается вопрос с бродячими собаками. Их будут отлавливать с помощью специальных клеток и доставлять в питомник "К-9".

Звери идут на аэродром со стороны Пивоварихи, а птицы летят с полей

По словам Виталия Мельникова, животные на аэродроме - такая же серьезная проблема, как и птицы. Помимо бродячих собак, которые постоянно собираются на территории, вблизи от взлетно-посадочной полосы можно встретить зайцев, лис и даже косуль.

Звери идут к аэродрому со стороны Пивоварихи и Дзержинска. Зайцев особенно много бывает зимой, а лисы встречаются почти круглый год. Совсем недавно сотрудники аэродромной службы наблюдали, как лиса с лисенком бежали по полосе. Но если звери просто пересекают аэродром, который встречается у них на пути, то собаки живут там постоянно.

- Только одних собак выгонишь - другие приходят, - негодует орнитолог. - На аэродроме много мышей, которые бегут с полей. Собаки ими питаются. Кроме того, есть мусорные контейнеры, привлекающие их внимание. Так что приходится заниматься и мусорками. То, что собака может вызвать какую-то аварийную ситуацию, маловероятно, но если она окажется вблизи самолета и покусает пассажиров - скандала не избежать.

В скором времени, после приобретения соответствующего оборудования, Виталий Мельников надеется изгнать с территории всю живность, а пока пугает в основном птиц. Но биоакустической установки "Беркут", включающей в себя рупор и CD-диск с несколькими видами криков птиц, для этого маловато.

Обходя территорию пешком с целью изучения орнитологической обстановки, Мельников берет с собой ракетницу. Завидев стаю птиц, он стреляет в небо, но пернатые, покружив над аэродромом, возвращаются на прежнее место. Хотя на территории постоянно подрезают деревья, чтобы там не гнездились вороны, каркуши все равно умудряются вить гнезда вблизи стоянки железных птиц. А уж перелетных птах, которые пересекают территорию аэродрома, просто не перечесть: гуси, утки, лебеди...

- Вот залив замерзнет - чайки полетят, - говорит Мельников. - А так у нас в основном вороны, голуби. Бывает, соколы залетают, а еще филины да совы.

Когда на селе начинается посевная или уборочная, количество птиц на Иркутском аэродроме приобретает угрожающие масштабы. Рядом с территорией порта находятся поля. И если раньше, по словам Виталия Мельникова, там разрешалось пахать и убирать урожай только в ночное время, то сейчас о таком правиле уже все забыли.

Весной и осенью, когда идут полевые работы, на аэродром слетаются огромные стаи, насчитывающие до двух тысяч птиц. Чтобы бороться с ними в такие периоды, в аэропорту собираются привлечь дополнительных сотрудников. А пока Мельников составляет схемы миграции птиц, изучает специальную литературу и думает о том, какие методы отпугивания лучше применить в аэропорту Иркутска.

На некоторых аэродромах для этих целей используют специально обученных птиц, но данный метод довольно дорог. Существуют также зеркальные шары, которые устанавливаются вдоль ВПП. Есть и специальные клетки-ловушки.

Наиболее эффективный метод будет выбран после того, как Виталий Мельников пройдет дополнительное обучение и ознакомится со всеми способами отпугивания, а пока этого не произошло, орнитолог продолжает колесить на "Ниве" с рупором по аэродрому и наполнять округу жалобными криками птиц, чувствующих надвигающуюся опасность.

Справка "СМ Номер один"

Первое столкновение самолета с птицами произошло в Дейтоне (штат Огайо, США) в 1908 году, а в 1912 году в результате такого столкновения разбился летательный аппарат.

Свыше 90% столкновений происходит на высоте менее 150 метров (в основном при посадке), а количество таких происшествий увеличивается с июля по октябрь и происходит в основном в дневное время. Чаще всего птицы повреждают двигатели летательных аппаратов, обтекатели антенн РЛС, фюзеляжи.

Если самолет, летящий со скоростью 480 километров в час, сталкивается с птицей весом 3,17 килограмма, сила удара оказывается равна двум тоннам. За последние 15 лет в мире по причине столкновения птиц с самолетами погибло 300 человек.

Метки:
Загрузка...