Иконой закрывали бочку с капустой

В Киренском районе найдена икона Иннокентия Иркутского

Профессия реставратора действительно является штучной и очень редкой. В Иркутске немного профессиональных реставраторов, и порой им приходится восстанавливать поистине чудесные, необыкновенные предметы и картины. Например, сейчас в реставрационной мастерской Иркутского художественного музея им. Сукачева реставрируется икона Иннокентия Иркутского. В прошлом году ее случайно обнаружили в одном из дворов села Мога Киренского района. Долгие годы иконой XIX века прикрывали бочку с капустой! Образ случайно обнаружили сотрудники Киренского музея, икона была в трещинах, плесени и пятнах, с нее буквально сыпалась краска. Реставраторы делают все возможное, чтобы восстановить образ.

Судьба иконы пока неясна

Реставраторы вспоминают, что на иконе были слои грязи и пыли, темпера осыпалась, а оборотная сторона была покрыта плесенью и гнилостными разъедающими пятнами. Немудрено — ведь иконой XIX века долгое время покрывали бочку с капустой! Неизвестно, кто и при каких обстоятельствах обнаружил икону, но сейчас она находится в реставрационной мастерской Иркутского художественного музея. Кое-где краска осыпалась настолько, что изображение разобрать уже невозможно, весь остальной красочный слой реставраторы восстановили. Также была склеена основа иконы (цельная доска, на которой и написали изображение), впереди еще много работы, но самое главное сделано — красочный слой больше не будет осыпаться, икону можно считать спасенной. Ее дальнейшая судьба пока неясна — то ли она отправится в Киренский музей, то ли будет принадлежать епархии.

Страшно представить, сколько еще тайн хранит наша сибирская земля, сколько ценных вещей может отыскаться в отдаленных деревеньках и какими экспонатами могут пополниться запасники музеев Иркутской области. Прежде чем вещь станет экспонатом, она должна пройти через руки реставраторов. В 80-е годы в Иркутске работал большой филиал знаменитой реставрационной мастерской Игоря Грабаря. Сегодня в городе работают лишь частные реставраторы да мастерская в художественном музее.

— Каждый год мы ездили на месячную стажировку в Москву, постоянно повышали свой уровень, и у нас работали лучшие реставраторы во всей Сибири, — вспоминает Светлана Тютикова, заведующая реставрационной мастерской музея. — Нам доверяли восстанавливать предметы старины и искусства на большой территории от Урала до Дальнего Востока, это была очень интересная работа. После распада филиала в начале 90-х (в связи с нестабильной экономической обстановкой в стране) часть реставраторов перешла работать в художественный музей, часть пустилась в свободное плавание.

Молоко за вредность

Труд реставратора не только очень редкий, но и вредный — работать приходится с химически веществами, которые из организма не выводятся. Поэтому реставраторам за вредность полагается молоко. Главный помощник иркутских реставраторов — ультрафиолет, он помогает определить возраст картины, толщину лаковой пленки, поновления, которые могли появиться на картине. Инфракрасные лучи позволяют увидеть не только лаковую основу, но и красочный слой и первоначальный набросок рисунка, но такой аппарат есть только в Москве. Стоит он немало, и иркутским реставраторам о нем приходится только мечтать.

Сегодня в музее работает три реставратора масляной живописи, один — темперной живописи (икон), и еще один специализируется на прикладном искусстве (тканях, фарфоре, посуде, мелкой пластике). В разные годы мастерам приходилось заниматься очень любопытными экспонатами, например работой Виталия Рогаля «Пантеон Сибири», или же реставрировать картину гениального русского художника Ильи Репина.

— Когда я работала над картиной Репина «Нищая», то не испытывала какого-то страха, паники, эти чувства лишь мешали бы работе. Трепет был, не скрою — ведь я прикасалась к творению поистине великого художника, — говорит Светлана Тютикова. — Автор чувствовался буквально в каждом мазке. Мне пришлось изучить каждый сантиметр картины, каждый штрих и мазок, но работа доставляла истинное удовольствие. С картиной Виталия Рогаля пришлось труднее — его неграмотно натянули на подрамник, предварительно увлажнив, и живопись просто отошла от основы, красочный слой встал шубой, возникла угроза осыпи. Мы втроем долго работали над этой картиной, у каждой была своя зона, и нам удалось восстановить полотно.

Также очень интересной реставраторы называют работу по подготовке картин на выставку в Японии, которая состоялась в начале 90-х годов. Сейчас реставраторы готовят картины из запасников музея к другой масштабной экспозиции — «Золотая карта России». Она будет в следующем году в Третьяковской галерее. Иркутский художественный музей представит 45 работ, над всеми картинами сейчас трудятся реставраторы.

Загрузка...