Булуса означает "зарытый клад"

Выпускники местной школы становятся докторами и кандидатами наук

Местность села Булуса можно с определенной уверенностью назвать живописной - здесь всего понемногу: горы, лес, река и степь. Так повелось, что в числе выходцев села немало заслуженных деятелей России. Сами жители уже не раз задумывались над тем, почему именно их малая родина дала столько выдающихся людей. Тем не менее селяне считают, что так и должно быть. Многие помнят то время, когда больше половины выпускников одного года стали докторами и кандидатами наук.

Семейное предание рода ходэйрог

Есть две версии названия села Булуса. Согласно одной из них, оно означает "зарытый клад", по другой - "собранные вместе". Жители села больше склоняются ко второму значению, поскольку село образовалось из нескольких улусов - крепких, сплоченных. Каждый улус - один род, одна семья.

По словам Юлии Алексеевой, жительницы села, у каждой семьи есть и свое предание. Так, сама Юлия Васильевна принадлежит к старому известному роду ходэйрог. Семейное предание о возникновении их рода она узнала от своей мамы, а та от бабушки. Согласно ему, в глубокую старину воины привезли с войны домой плененную - очень красивую женщину. Она родила четверых детей. Однажды ее отправили работать в степь, а детей сварили в котле. Лишь один сумел спрятаться. А в это время в степи поднялся страшный ветер. Женщина, почуяв неладное, прибежала домой и увидела лишь одного сына. Не пожалели даже младенца... Тогда мать стала грудным молоком брызгать во все стороны и просить богов о милости для сына. Ветер сразу утих. Она долго плакала и проклинала тех, кто совершил детоубийство, и также сказала, что они сами не будут жить на белом свете долгие века.

Впоследствии ее слова сбылись. Род, убивший ее детей, был несчастлив, даже фамилии их не осталось. Род же ребенка, заплатившего такую цену, благодаря мольбам родительницы стал жить благополучно. Мальчик, спасшийся от рук убийц, и был из рода ходэйрог.

- Действительно, так оно и есть. Род у нас большой, сильный. Умеем и учиться, и работать, и жить, - говорит Юлия Алексеева. - Да и вообще, кто сюда приезжает - благополучно живет.

Жители Булусы доезжали до самого Бреста

Тем не менее период распада сельского хозяйства, ликвидации совхозов и колхозов отразился и на судьбе Булусы. Именно здесь было самое большое отделение совхоза "Усть-Ордынский", которое давало 40 процентов всей валовой продукции.

- В то время у нас держали до 10 тысяч овец, 600-700 голов только дойных коров, табун лошадей, а полей было около шести тысяч гектаров, - вспоминает Яков Башелханов, директор Булусинской средней школы. - Затем, в 90-е годы, все ликвидировали.

Юлия Алексеева утверждает, что в отделении работали лучшие механизаторы.

- На складах были горы зерна. Во время уборочных, посевных работали круглые сутки, помогали мобилизованные из Иркутского авиазавода, - говорит Юлия Васильевна. - Ученики нашей школы благодаря средствам отделения совхоза ездили по городам-героям. Доезжали до самого Бреста.

Сейчас в Булусе проживает около 450 человек. Почти все население села живет только за счет личного подсобного хозяйства, другой работы просто нет. Есть школа, библиотека, ФАП и клуб, который временно не работает. Небольшая часть жителей ездит на заработки в окружной центр. Каждой семье отведен пай, который они и обрабатывают. Остальные поля оказались просто заброшенными.

Школа надеется на помощь губернатора

В центре села расположилось уютное одноэтажное деревянное здание школы. Рядом несколько пристроек. В 2011 году школе исполнится 100 лет, а ее строению - 79. За долгое время здание совсем обветшало, стены прохудились, потолок держится только на подпорках.

- Нынче укрепили потолок в библиотеке. Он уже свисал, держался только за счет подпорок, - показывает нам здание директор школы. - Наша школа считается одной из худших школ района по техническому состоянию. Несколько раз приезжала комиссия. А что толку? Воз и ныне там.

В холодное время ветер гуляет по коридорам и классам школы. Когда здесь был капитальный ремонт, никто уже и не помнит.

- В 1911 году в улусе Булуса была двухлетняя церковно-приходская школа, затем в 1929-м методом народной стройки начали строительство этой. Планировалась только как начальная школа, - рассказывает директор школы. - Через три года ее сдали. Получилось так, что она затем стала и средней.

Кабинетов не хватает, поэтому со временем сделали еще три пристройки. Нет здесь и спортивного зала.

В 1994 году в селе планировалось построить новую школу. Для этого даже вырыли котлован, привезли блоки под фундамент. Затем строительство заморозили. Вырытая яма до сих пор зияет черной дырой. Когда идут дожди, она заполняется водой. Тем не менее ученики и педагоги не теряют надежды, что в Булусе появится новая школа.

- Мы письмо писали по поводу строительства новой школы, на очереди стояли. Затем нас отодвинули. Так ни с чем и остались, - вздыхает Яков Данилович. - Надеемся, что, может быть, к столетию школы все же нам сделают подарок и у детей появится новая школа.

Школьники готовят национальные блюда

Детям школа необходима. Сюда приезжают на учебу еще с двух соседних деревень. Правда, школьников сейчас немного, но уже в следующем году педагоги ждут пополнения.

- В этом году у нас всего трое учеников, в следующем будет восемь. Самый большой, 5-й класс, там обучается 12 школьников, а раньше в каждом было по 18 ребят, - говорит Римма Никифорова, заместитель директора. - Со второй смены учится только один класс - второй.

Овощей, выращенных на пришкольном участке, хватает детям на всю зиму. Часть даже удается продать, а вырученные средства пустить на школу. В одной из пристроек разместился музей, в другой - столовая.

Обязательным предметом, который изучают дети с 1-го по 11-й класс, является родной язык. Правда, дети говорят на нем только на уроках. Между собой в школе и дома говорят только на русском.

- Это наша вина, родителей, что дети не знают родного языка. Нужно было сразу приучать, - говорят родители. - Наши дети, что постарше, кто уже в городе учится, жалеют, что не знают родного языка. Все же свои корни.

Тем не менее традиционно каждый год в школе проводится неделя бурятского языка - школьники участвуют в конкурсах на лучшее приготовление национального блюда, знание стихов и поговорок, на лучшее стихотворение. Заканчивается неделя большим мероприятием, где уже собирается все население Булусы и отмечает национальный праздник Сагаалган.

Село выдающихся людей

Среди всех домов села особое внимание привлекает дом с прикрепленной на ней желтой мемориальной доской, которая указывает на то, что когда-то здесь жил известный ученый-лингвист Трофим Бертагаев-Максанов. Два года назад, к его столетию, школе было присвоено его имя.

Его отцом был Алексей Максанов. Фамилию Бертагаев он получил от приемного отца, своего дяди, у которого воспитывался. Поскольку у дяди не было детей, он дал свою фамилию племяннику для продолжения рода. Трофим Бертагаев-Максанов был выдающимся ученым бурятоведом и монголоведом.

Среди его работ - проблемы языкознания монгольских языков, их этимологии. В 70-х годах профессор, доктор филологических наук Трофим Бертагаев-Максанов приезжал на родную землю, чтобы вспомнить и посмотреть, как изменилось село.

Всего в семье Максановых было четверо детей. Младший брат стал доктором исторических наук, младшая сестра - химических наук.

- На нашей земле родилось немало выдающихся людей, - говорит Юлия Алексеева. - В далеком 1953 году из 17 выпускников школы двенадцать стали докторами, кандидатами наук и заслуженными людьми России. Считается, что так и должно быть.

Дом известного филолога не пустует, в нем живут. О том, чтобы сделать в нем дом-музей, пока никто не думает, поскольку он относится к частной собственности.

У каждого рода свое священное место

Недалеко от села виднеются заброшенные строения. Когда-то близ Булусы хотели построить дацан.

- Приезжал сюда лама, говорил, в каком прекрасном месте мы живем, все рядом: лес, река, горы, - говорят селяне.

Тем не менее строительство дацана, уже начавшееся, прекратили, поскольку с давних пор местное население придерживалось другой веры - шаманизма. Люди верят в силу духов своих предков. И из года в год каждый род ездит на свое родовое место, где проводятся священные обряды.

- У нас несколько таких мест, у каждого рода свое. Вообще у нас есть некоторое переплетение вер. Так, мою маму крестили в церкви, она была православная христианка. А мы все, дети, уже придерживаемся иной веры - шаманизма, - отмечает Юлия Васильевна.

Сейчас на месте дацана одни останки - его перенесли на другое место. Несмотря на то что многие уже потеряли веру в перспективу развития села, люди все же надеются, что что-то хорошее обязательно появится.

Метки:
baikalpress_id:  8 276