У иркутских стройотрядов свои стройки века

История нашей области помнит 11 всесоюзных ударных комсомольских строек: Братская и Усть-Илимская ГЭС, город Усть-Илимск и Саянск, Саянский химический комбинат, Братский алюминиевый завод, Байкальский целлюлозный завод, легендарный БАМ и еще несколько. Потом годы перестройки на время похоронили студотрядовское движение.

Сегодня главный специалист молодежного кадрового центра, командир отряда «Бабр» Татьяна Новикова утверждает, что временный перерыв закончился и в Иркутске возрождается студотрядовское движение.

«Навстречу утренней заре по Ангаре, по Ангаре...»

Процесс восстановления стройотрядовского движения происходит с менее властным пропагандистским органом, с меньшей помпезностью и не столь централизованно, но уже можно говорить о реально существующих путинных, железнодорожных, строительных и педагогических отрядах. Наиболее крупных студотрядов в Иркутске можно выделить пять. В данный момент со студотрядами ведут сотрудничество порядка 20 иркутских предприятий и еще пять по области.

Есть такая трасса — Чита — Хабаровск, официально называется «Амур». Неофициально она известна как дорога, по которой гоняют иномарки из Владивостока. Те, кто гоняет, знают, что во многих местах там нормальной дороги нет — сплошная гравийка. Потому трасса эта долгое время считалась весьма проблематичной как для простых ездоков, так и для перегонщиков «японок». Однако же со временем она стала приобретать более презентабельный вид, и делается это силами именно студентов. На трассе с 1998 г. работает Байкальский студенческий строительный отряд (БССО).

Стройкой века назвать это, конечно, можно с большой натяжкой — несколько не те масштабы. Работает здесь порядка 200 студентов, а не 130 тысяч человек, как это было на БАМе. И рабочая сила сюда поступает не со всех 15 союзных республик, а только с трех регионов России: из Иркутска, Читы и Москвы.

— В этом году работали на объекте «сбега», — рассказывает Вячеслав Дроздов, командир БССО. — Он называется так потому, что в этом месте несколько рек соединяются, сбегают. Работы велись на 40-километровом участке. Заготовили камня 1,5—2 тыс. машин, смонтировали 30 км барьерного ограждения, вырубили 10 га леса.

Впервые Вячеслав отправился на современный БАМ в 2003 году на объект Урюм. Там, еще будучи простым бойцом, он занимался рубкой леса.

— Поехал за романтикой, — рассказывает он. — Интересно было прокатиться, посмотреть страну, поработать в других местах...

До объекта строительства бойцов везут силами работодателя. В данном случае — ЗАО «Труд-Байкал». Как и полагается, на трудовые подвиги ребят отправляют с песнями, торжественными напутственными речами. Впереди у них работа по 11 часов в сутки. Ничем не отличающаяся от легендарных строек века: укладка и заготовка камня, монтаж металлических конструкций, гравийные ограждения, установка мостов, рубка леса.

Студенты живут на объекте 2,5 месяца — это два трудовых сезона. Впервые в этом году был третий — осенний. Притом возвращения «осенников» ждут на днях. К их приезду будет организован слет, где бойцы подведут итоги трудового года.

Комсомольцы наших времен

К чему хитрить — жизнь сегодняшнего комсомольца отличается от прошлых лет. Хотя бы тем, что сегодняшние стройки не так оторваны от цивилизации: на трассе хорошо ловит сотовая связь. При необходимости можно по мобильному с мамой разговаривать, хоть каждый день. Да и в головах совсем другое: никто не собирается поворачивать реки вспять. И, пожалуй, героями себя нынешние бойцы не мнят.

Остальное все — от формы одежды (легендарная бойцовка) и до внутренней субординации — в отрядах осталось примерно тем же.

Летом бэсэсэошники, как и бамовцы, располагаются в палатках, а когда становится холодно, переселяются в вагончики. От того-то, что условия не самые комфортабельные, а труд тяжелый, среди бойцов девушек нет. Однако же и без них там по-прежнему хватает романтики. Настоящая мужская дружба зарождается именно на стройке века.

Почти в традициях бамовских строек на памяти Вячеслава работа в местечке Улей. Жили тогда в таких условиях, что даже бани не было: мылись в речке. Столовая была на улице. Зато в нескольких километрах находился минеральный источник, куда постоянно бегали оздоравливаться, — шесть километров туда, шесть обратно. Пока такой круг дашь, опять пить захочется.

Как и положено, сейчас Улей в процессе стройки силами тех же студентов превратили в настоящую производственную базу со всеми удобствами.

Но это все мелочи, а вот настоящая стройка века, участие в которой обещает не только большие деньги, но и сулит престиж, еще впереди: сочинская зимняя Олимпиада. По предварительным прогнозам, в стройке олимпийских объектов примут участие студенты. Окончательно решится, как это будет происходить и будет ли происходить вообще, на всероссийском слете студотрядов в Краснодаре, куда приедет президент Владимир Путин.

Доход

В среднем в студенческом отряде за месяц работы получают:

— педотрядовцы — 2,5—4,5 тыс. руб.;

— проводники — 7—10 тыс. руб.;

— члены путинного отряда — 10—20 тыс. руб.;

— стройотрядовцы — 7—20 тыс. руб.

Справка «СМ Номер один»

Первые студенческие отряды появились в Иркутске в середине 60-х годов в техническом университете, тогда еще политехническом институте. Выделялся своим авторитетом отряд СНИП («Строим надежно и прочно»). Под руководство Михаила Семеновича, комиссара того отряда, мечтал попасть каждый. К 70-м годам занятых в студотрядах периодами насчитывалось 12—16 тыс. человек (120—150 отрядов), а возведенные объекты, из них значительная часть под ключ, ежегодно исчислялись сотнями.

Метки:
baikalpress_id:  20 222
Загрузка...