Иван Грачев: «Справедливая Россия» — партия профессионалов

Грачев Иван Дмитриевич. Родился в 1952 году в Якутске. Окончил школу с золотой медалью. Уехал учиться в Казань, на физический факультет. Избирался депутатом, сначала в Верховный Совет, потом в Государственную думу. Кандидат физико-математических наук, но потом все больше занимался экономикой. Профессор по экономике в Российской академии государственной службы. Изобретатель СССР — это звание давали только за внедренные в народное хозяйство страны изобретения, приносящие конкретную пользу. Возглавлял партию развития предпринимательства, которая вошла в состав «Справедливой России».

— Недавнее решение президента Путина свидетельствует не только о том, что большинство мест в Государственной думе, скорее всего, получит партия «Единая Россия», но и о вероятном форсированном переходе к двухпартийной системе. Я думаю, у «Справедливой России» есть все основания стать второй партией. Мы можем и будем успешно конкурировать с «Единой Россией», особенно в части профессионализма.

Если взять все реформы, которые были начаты в последние четыре года — пенсионную, административную и так далее, — несомненной оказывается нехватка профессионалов. Например, вспомним хотя бы закон о монетизации льгот. Он подготовлен людьми из «Единой России». Там говорят, что это правильный, в общем, закон, но он был плохо выполнен, «плохо прошел через Думу». Это означает, что в «Единой России» не было профессионалов, которые вовремя могли увидеть в законопроекте совершенно очевидные вещи, которые были сделаны не-правильно, и быстро и решительно их исправить.

То же самое касается пенсионной реформы. Было очевидно, что государственная накопительная система провалится, и я публично говорил о том, что это утопия, что все деньги на самом деле будут «съедены».

Убежден, что сегодня «Справедливая Россия» в том составе, который предполагается в Государственной думе, несомненно, включает в себя мощный костяк профессионалов, равных которым нет в «Единой России». К таким профессионалам я отношу и себя — например, в сфере развития предпринимательства и в жилищном строительстве.

Я и моя команда подготовили закон об ипотеке. И худо-бедно, но в стране миллион семей получили квартиры с применением этой схемы (в Иркутской области — около 15 тысяч семей).

Если говорить о жилищной проблеме шире, то применительно к Иркутской области она распадается на следующие составляющие. Первое — наличие 3,6 миллиона квадратных метров ветхого жилья. Это существенно больше, чем в среднем по России. При этом и общая площадь жилья на душу населения в Иркутской области меньше: по России уже за 20 с лишним квадратных метров, а у нас около 18. Переселение из этого ветхого жилья, с учетом наших местных расценок, стоит около 135 миллиардов рублей. Плюс к этому ветхие электрические сети и такая же коммунальная инфраструктура. Весь консолидированный бюджет Иркутской области на следующий год, включая и областной, и все муниципальные, прогнозируется в размере в 70 миллиардов. Понятно, что жилищная проблема не может быть решена только силами области, без подключения федерального уровня. Это означает, что у Иркутской области должен быть в Москве человек, который профессионально эту проблему понимает, то есть имеет реальный опыт решения такого класса задач, может войти в любые правительственные кабинеты, ну и, конечно, обладает знанием реального, конкретного местного материала, понимает, как все это здесь выглядит. Я уверен, что я с этим справлюсь хорошо, опираясь на то, что я в этой области делал раньше.

Конечно, этим жилищная проблема не исчерпывается. Если мы говорим об ипотеке, то это миллион семей на всю Россию, которые ею воспользовались. А всего этой схемой в лучшем случае воспользуется три миллиона семей, в том числе в Иркутской области тысяч пятьдесят. А что же другие? Понятно, что есть, например, социальная ипотека для молодых семей. Им что-то добавляют по первоначальному взносу, но если это не закрепить законом, то основная масса нуждающихся людей этой льготы не получит. Нужен закон о социальной ипотеке, и мы его примем, это одна из наших задач — в следующей Государственной думе закон провести.

Еще одно направление — государственная помощь пользователям ипотечного кредита по первому взносу. Ведь первоначальный взнос для получения ипотеки — 30 процентов от стоимости жилья. Эти деньги у человека уже должны быть в кармане. Хорошо, когда они есть, а если нет? Значит, кроме социальной ипотеки нужен вариант накопления с помощью государства. Это то, что сделали все восточноевропейские страны. Там есть специальные банки, которые накапливают деньги на жилищное строительство и потом дают кредиты на жилье с низкими процентами, а государство компенсирует им какую-то часть, условно говоря — 20 копеек на рубль, так, чтобы это было выгоднее, чем в любом банке. Это закон о стройсберкассах. Подобный законопроект мы подготовили и внесли его на рассмотрение. К решению этой задачи уже подключился председатель Совета Федерации Сергей Миронов, а президент Владимир Путин недавно сказал, что видел, как хорошо стройсберкассы работают в Германии, надо и нам перенять этот опыт. Это означает, что этот закон мы примем.

Следующая категория — жилье социального найма. Все равно, как бы мы ни развивали ипотеку, будет нужда и в нем. Появилась идея Сергея Миронова о государственной строительной корпорации. Думаю, реализовывать ее можно по-разному. Но исходный принцип общий для многих стран. Государство говорит: мы целевым образом выделяем землю для строительства жилья социального найма и сами создаем инфраструктуру — потому что дешевое жилье никто построить не сможет, если не готова инфраструктура. А исполнители, строители, выбираются на аукционе по принципу — кто гарантирует наименьшую стоимость квадратного метра. Выбирается подрядчик, который обеспечивает наименьшую цену при заданном качестве. Конечно, это цена, близкая к себестоимости.

Еще одна важная тема. Президент Путин заявил, что Россия должна перейти к инновационному варианту развития. Что это означает? Инвесторы вкладываются в основном в сырье — на него есть спрос. Естественно, туда и идут инвестиции. Если на науку, на знания такого спроса нет, то без целенаправленного перетока капиталов со стороны государства инновационного развития здесь не может быть в принципе. Просто по законам рынка рост есть там, где есть инвестиции, а инвестиции будут там, где есть спрос. Значит, такой переток капиталов требуется организовать. Должен быть целый комплекс налоговых, таможенных, других льгот потенциальным инвесторам, которые обеспечивают им повышенную привлекательность этой области вложения. Чем мы, партия «Справедливая Россия», в подходе к этой проблеме отличаемся от других? Тем, что мы подготовили весь пакет необходимых законопроектов с условным названием «Инновационная Россия». Это базовый закон «О государственной инновационной политике», который и определяет, кому, собственно, льготы давать и за что, и примерно полтора десятка налоговых и таможенных законов, связанных в единую систему. Этот пакет законов внесен в Госдуму и ждет своей очереди. Есть круги, которые мешают его принятию, хотя правительство часть налоговых и таможенных поправок из него уже взяло на вооружение. То есть и в этой сфере мы доказываем, что профессиональнее своих соперников: мы не просто говорим — мы делаем.

Моя сфера деятельности в парламенте — это экономическое законодательство. Среди подготовленных мною законопроектов — закон о государственной поддержке малого предпринимательства, который, в частности, закладывал упрощенную систему налогообложения. Я принимал активное участие и в разработке основных законов, касающихся рынка жилья, — по ипотеке, оценке недвижимости, налоговым льготам тем, кто приобретает жилье... Еще один работающий успешно экономический закон, подготовленный нашей командой, — это закон о лизинге, на основании которого работает большинство крупных и средних предпринимателей. Я думаю, что по результативности законотворчества — по числу принятых законов, которые успешно работают и к которым наименьшее число претензий — равных нашей команде в Госдуме найти сложно.

Утвердив мою кандидатуру во главе регионального списка по Иркутской области, партия, надо понимать, исходила из того, что одна из самых главных проблем Иркутской области — жилищное строительство. Следовательно, выбор и пал на того, кто этой темой занимается, — то есть на меня.

Без сомнения, у каждого депутата три большие задачи. Первая — законотворчество. Дума — это фабрика по производству законов. И если человек не умеет готовить законы, продвигать их, находить ошибки в своих и чужих законопроектах — то и не место ему в законодательном органе власти. Вторая задача депутата — лоббирование финансовых интересов региона. Он должен привлекать федеральные деньги на ту территорию, где его избрали в депутаты. Третья задача — решение местных проблем. Я сосредоточусь на жилищной проблематике. Я не буду говорить, что в состоянии решить все на свете проблемы, но там, где я профессионал, там, где я понимаю, как их решать, я непременно буду этим заниматься. Ну и, конечно, не буду забывать о проблемах своих избирателей: в Иркутской области откроется моя приемная, которая будет разбираться с конкретными обращениями граждан.

Метки:
baikalpress_id:  8 221