Жертвы ДТП молодеют

Сотрудники ГИБДД говорят об угрожающей статистике детского травматизма на дорогах

Во многих городах России заметен серьезный рост числа автомобильных аварий, в которых участвуют дети-пешеходы и дети-пассажиры. Более пугающие факты — возрастная граница расширилась. Теперь в авариях зафиксированы дети в возрасте от нескольких месяцев до 16 лет. По словам инспектора пресс-службы ОГАИ УВД города Иркутска Елены Наумовой, год назад трудно было представить, что трехлетний малыш может самостоятельно переходить дорогу и попасть под машину. Почему количество аварий с участием детей возросло и что делать, какие предпринять меры? В этом мы попробовали разобраться вместе с сотрудниками ГИБДД г. Иркутска.

Три причины

В пугающем списке жертв и дети дошкольного возраста, и даже младенцы. Перестали соблюдать правила дорожного движения подростки и молодые люди. Девушки чаще попадают в аварии, являясь пассажирами, так как не пристегиваются ремнем безопасности и гоняют со своими более взрослыми друзьями в ночное время суток. Молодых людей, перебегающих дорогу в неположенном месте, чаще сбивают. Причин для всего этого несколько.

Во-первых, почему-то стали меньше бояться инспекторов ГИБДД. Это заметили и сами сотрудники. Когда вы подъезжаете к пункту ГАИ либо проезжаете мимо стоящего экипажа ГИБДД — что слышат ваши дети о милиционерах? В большинстве случаях это нелицеприятные слова. Поэтому ребенок тоже начинает негативно относиться к сотрудникам, а значит, и к правилам дорожного движения. А контроль за выполнением этих правил осуществляется именно сотрудником ГИБДД.

Родители с ребенком за руку перебегают дорогу где попало — неосознанно учат ребенка, как и где надо переходить дорогу. Но вот только один момент не учитывается: если взрослый успевает посмотреть направо и налево, а также заметить быстро приближающуюся машину, то ребенок пока не может контролировать ситуацию в полной мере. Вот и получается, что, перебегая дорогу там, где нельзя, мы толкаем ребенка на самоубийство. Когда малыш подрастет, он по памяти будет переходить дорогу в том же месте, а не по пешеходному переходу. И не дай Бог, он недосмотрит, перебегая ее.

Во-вторых, правилам дорожного движения недостаточно времени уделяется в детских садах и школах. А в рамках внеклассной программы должно быть минимум десять часов на год. К примеру, в школах детей учат, как вести себя при землетрясении, техногенной катастрофе и т. д., и практически не дают знаний по правилам дорожного движения. Так как объем информации всецело зависит от педагога, его заинтересованности и осведомленности в этом деле. Именно поэтому мы призываем педагогов уделять этой теме больше внимания.

В-третьих, во многих авариях виноваты сами водители. Причина, по которой происходит большее количество аварий, — нарушение скоростного режима. Превысил, не заметил ребенка, причем даже на пешеходном переходе, — вот и плачевный итог. Водители должны пропускать пешеходов, даже если те переходят дорогу в неположенном месте, так как машина является средством повышенной опасности, а значит, водитель просто не имеет права рисковать чужими жизнями. Особенно если на дороге стоит ребенок и предсказать его поведение в следующую секунду практически невозможно. Поэтому лучше остановиться и пропустить.

В других развитых странах обучение детей правилам дорожного движения начинается с раннего возраста. К примеру, в Японии дети постигают эту науку уже с трех лет. В Германии ни ребенку, ни взрослому не придет в голову переходить улицу, пока не загорится зеленый свет для пешехода, даже несмотря на то, что улица будет пустынна. В Америке очень высокие штрафы за несоблюдение правил, которые касаются пешеходов, и очень серьезные наказания при наезде на них.

Родители и водители, будьте бдительны!

Как говорится в одной очень умной поговорке, грамотного пешехода нужно воспитывать за 25 лет до его рождения. То есть сначала надо привить культуру соблюдения правил родителям, а потом уже детям.

Родители — это самый главный авторитет для ребенка. И если они будут постоянно напоминать и объяснять правила перехода улицы и поведения на дороге, а еще подтверждать это на своем примере, то можно с точностью утверждать, что полдела сделано.

В школах и садах следует официально узаконить включение правил дорожного движения в образовательный минимум, проводить лекции и семинары для педагогов. А для детей организовывать тематические конкурсы и праздники. Причем сделать это под силу самим детским учреждениям, а сотрудники ГИБДД такие начинания всегда поддержат. Можно приглашать сотрудников для беседы и разъяснения правил, а тем более последствий нарушений правил. Они могут очень ярко и во всех подробностях рассказать отдельные случаи и причины происшествий, показать фотографии или фильм.

Любой взрослый обязан помочь ребенку, пытающемуся самостоятельно перейти дорогу. Конечно, нет надобности брать за руку и вести по переходу. Наши дети четко знают, что незнакомых взрослых брать за руку нельзя. Но если вы видите, что ребенок колеблется и не знает, когда и как идти, — проконтролируйте переход через дорогу, предложите свою помощь.

Водителям нужно задуматься о манере и скорости езды. Особенно внимательными водителям нужно быть при подъезде к пешеходным переходам. И естественно, надо пропускать всех пешеходов, переходящих улицу в неположенном месте.

Наш город стремительно меняется. Появилось огромное количество детских площадок. Но помимо копания в песке, катания на горках и висения на турниках наши дети гоняют на велосипедах, скейтах и роликах, а мест для такой забавы в Иркутске просто нет. Вот и катаются наши дети по всем дорогам, вплоть до магистральных, а водитель иногда даже не понимает, что сшиб ребенка, — настолько стремительно ребенок выехал из-за поворота.

В то же время в Иркутске в июле, августе и сентябре 2007 г. государственной автоинспекцией были проведены рейды по выявлению нарушений ПДД именно детьми. Упор был сделан на дошкольные учреждения. Организована работа с малышами. При проведении служебных расследований по фактам ДТП с участием детей составляются специальные карточки учета. Цель данных действий — выяснить, кто и где чаще нарушает ПДД, в случае если пострадал ребенок-пассажир, то использовались ли специальные детские удерживающие устройства. Итоги анализа неутешительные. Официальная статистика усматривает вину за ребенком, а на самом деле — как можно винить маленького ребенка, если его родители не пытаются научить правильному поведению на дорогах.

Одно из происшествий: иркутский водитель допустил наезд на трехлетнего пешехода, который бежал навстречу маме, стоящей на другой стороне дороги. Такие случаи, к сожалению, уже не редкость.

Это уже случилось

За две недели сентября в городе уже произошло шесть ДТП, три из которых с участием детей пассажиров, — 4, 5 и 10 лет.

1 сентября в 14.40 вне пешеходного перехода первоклассник без сопровождения взрослых переходил проспект Жукова и был сбит машиной марки «Тойота». С тяжелейшими переломами мальчик был госпитализирован.

7 сентября в начале первого часа ночи в районе теннисного корта на улице Карла Маркса был сбит ученик 4-го класса. Оказалось, что мальчик проживает на улице Первомайской (!), а данная улица находится в предместье Радищево. Что делал ребенок в это время в этом месте — неизвестно.

Элемент ловушки: дети должны знать об этом

 — Нельзя обходить автобус ни спереди, ни сзади. Сначала надо дождаться, пока автобус уедет, и только потом выходить на пешеходный переход.

— Пересекая пешеходный переход, не нужно по нему бежать — водитель не успеет среагировать и затормозить. Если первая машина остановилась и пропускает, нужно убедиться, что другая машина не обгоняет ее по встречной полосе, и только после этого идти.

— Пустынная дорога. Нельзя недооценивать ее опасность, кататься и играть на ней, ведь машина может появиться в любой момент, а скорость автомобиля непредсказуема.

Цифры

Статистическая справка за последние 7 лет.

2000 год — 224 аварии с участием детей. 12 детей погибло, 231 ранено.

2001 год — 195 аварий. 8 детей погибло, 200 ранено.

2002 год — 180 аварий. 7 детей погибло, 185 ранено.

2003 год — 187 аварий. 5 детей погибло, 191 ранен.

2004 год — 182 аварии. 3 ребенка погибло, 185 ранено.

2005 год — 179 аварий. 2 ребенка погибло, 189 ранено.

2006 год — 123 аварии. 3 ребенка погибло, 121 ранено.

Неполный 2007 год — 102 аварии. 3 ребенка погибло, 99 ранено (прошло пока еще 8 месяцев текущего года).

Загрузка...