Большелугская школа воспитывает успешных людей

Человек, успешный во всех смыслах, — таким стремятся воспитать каждого ученика педагоги большелугской общеобразовательной школы № 8. Одними из первых в области и стране здесь создали коррекционные классы и систему обучения исходя из особенностей развития ребенка. Педагоги пришли к пониманию того, что ученика нужно настроить на успех в жизни — это залог его дальнейшего развития. Благодаря своей программе «Школа социальной успешности» большелугское учебное заведение в сентябре этого года получило президентскую награду в рамках проекта «Современное образование».

От уникального проекта — до уникального состава

Большелугская школа № 8 начала свою историю в далеком 1936 году с малокомплектной начальной школы. Школа тогда была самой что ни на есть обычной, и только спустя несколько лет известным архитектором Фридманом был создан уникальный проект нынешней школы, идеально вписывающийся в местный ландшафт. Данное общеобразовательное учреждение не похоже ни на одну из стандартных типовых школ.

Школа была задумана в пять уровней, а внешне выглядит как двухэтажное здание. Из одного уровня в другой ведут несколько рядов ступеней. Создается впечатление, что, преодолевая класс за классом, ты медленно поднимаешься по уровням, приближаясь к некоей образовательной вершине.

Впрочем, не только проект школы уникален. Своеобразен и ученический состав учебного заведения. Здесь обучаются дети не только из поселка Большой Луг Шелеховского района, но и со станций Огоньки, Рассоха, Ханчин, Орленок, Дачная, Садовая. Всего более пятисот человек. Причем дети самого разного социального плана: начиная от полных благополучных семей и заканчивая детьми из местного приюта, где живут ребята со всей области.

Коррекционные классы подтягиваются

Школа № 8 — одна из неспециализированных школ района, где создано шесть коррекционных классов. Помимо того, несколько школьников с задержкой развития обучаются еще и в обычных классах. Такое количество коррекционных классов педагоги вынуждены были создать исходя из состава школьников.

— Лет 15 назад таких детей было 2—3 человека, а сегодня больше шестидесяти, — рас-сказывает Лариса Грачева, директор большелугской школы № 8. — Их тоже нужно учить. Вот мы и решили не отправлять их в какие-нибудь спецшколы, обучение в которых может напрочь отбить желание учиться, а учить у нас параллельно с обычными ребятами. Правда, сначала приходилось преодолевать некоторое недоумение родителей — никто не хочет признавать, что его ребенок нуждается в специальном обучении.

Естественно, программа коррекционных классов значительно отличается от стандартной общеобразовательной программы.

— Нам приходится часто повторять пройденное, поскольку у таких ребятишек очень плохая память, — говорят педагоги. — Стараемся уделить внимание физическому развитию, учим ориентироваться в быту, свободно общаться в компании.

Кроме того, педагоги, прошедшие переподготовку, для того чтобы иметь право преподавать в коррекционных классах, учат детей взаимоотношениям с людьми, многих из них стараются занять рукоделием. Мальчишки и девчонки учатся вязать и вышивать — такие занятия развивают моторику, благотворно влияют на характер.

Педагоги стараются, чтобы такие дети не чувствовали себя ущемленными, их занимают в общественной работе: ребята участвуют в субботниках, в «Лыжне России», готовят презентации. С ними проводят занятия логопеды, психологи и психиатры.

От педагогов, преподающих в коррекционных классах, требуется максимум терпения. Дети сложные, признаются учителя, но обучаемые. А потом, их практически не отличишь от здоровых детей. Главное — найти подход.

Детей учат быть успешными

Педагоги в свое время долго искали направление, в котором развивалась бы школа и вместе в ней ребята. Задуматься заставили тревожные факты: почему одни ученики по одной и той же программе учатся хорошо, а другие получают только двойки, к тому же постоянно пропускают занятия?

В школу пригласили психологов, психиатров. Они вместе с педагогами занялись изучением психофизических особенностей школьников. Оказалось, что многие ребята учатся плохо или совсем не учатся просто потому, что программа для них слишком сложна. Это стало толчком для создания модели адаптивной школы. Детей стали обучать в соответствии с уровнем развития.

Через несколько лет стало ясно, что нужно учить детей не адаптироваться в современных условиях, а быть социально успешными везде, где бы они ни жили.

Развернулась грандиозная работа. Были изучены запросы поселка, области для дальнейшего развития школы. Педагоги, школьники и их родители создавали творческие группы. Результатом работы стали многочисленные проекты. Многие из них переросли в программы и под-программы, рассчитанные на срок до 5 лет. Лучшие составили костяк программы «Школа социальной успешности», которая и была отмечена на федеральном уровне.

Данная программа имеет несколько направлений развития. К примеру, одно из направлений — открытие первого профильного класса, куда дети приходят со своим портфолио. В портфолио собраны все доказательства заслуг ребенка: грамоты, дипломы, благодарности за участие в конференциях и конкурсах, рассказ о своих увлечениях.

Подпрограмма «Призвание» рассматривается как программа успешного учителя. Педагоги школы тоже учатся — на семинарах и курсах. Выявляется заинтересованность учителя, его мотивация. При необходимости педагогу помогают коллеги, ведь воспитать успешного ребенка может только успешный учитель. Немаловажно в качестве поднятия самооценки и мощного стимула для развития материальное вознаграждение педагога. В школе уже несколько лет работает система материального стимулирования учителей.

Современный учитель должен быть медиаобразованным, считают в школе № 8. Технические новинки, новые программы — все должно быть подвластно учителю.

Педагог, не владеющий компьютером, — это вчерашний день, говорят педагоги. Поэтому, если хочешь пользоваться уважением своих учеников, учись управляться с современной техникой.

Творческий подход в этой школе проглядывается во всем. Здесь даже педсоветы проходят не в виде скучного обсуждения проблем, а в форме деловой игры, мозгового штурма.

«Знак качества» — одна из составляющих программы «Школы социальной успешности». В ее рамках учащихся подготавливают к успешной сдаче ЕГЭ. Факультативы, спецкурсы, консультации — все эти формы занятий призваны помочь школьникам прилично сдать ответственный экзамен. Даже самые обычные проверочные работы в школе проводятся в форме тестов. Как известно, именно в такой форме принимают ЕГЭ.

Впрочем, такие занятия уже дают свои результаты. В прошлом учебном году по результатам ЕГЭ шестеро воспитанников школы поступили в лучшие иркутские вузы.

Полученный по национальному проекту «Качественное образование» миллион пока потрачен только частично. Приобретены телевизоры для нескольких классов, впереди покупка оборудования для второго кабинета информатики, замена школьной мебели, приобретение учебной литературы, оснащение спортивной базы инвентарем и еще много нужных и полезных вещей.

Цифра

Интернет пришел почти в каждую школу

На сегодняшний день к сети Интернет осталось подключить не более 1% российских школ. Об этом сообщил в минувший четверг министр информационных технологий и связи Леонид Рейман в Белгороде, где он находится в составе делегации, сопровождающей в рабочей поездке президента России Владимира Путина.

Леонид Рейман отметил, что подключение всех российских школ к Интернету — это беспрецедентный по своим масштабам проект, который реализовывался в достаточно короткие сроки. По его словам, на начало реализации этого направления приоритетного национального проекта «Образование» (в сентябре прошлого года) такое подключение имели лишь 9 тыс. общеобразовательных учреждений из 62 тыс. школ страны, при этом скорость передачи данных зачастую оставляла желать лучшего.

Загрузка...