Алкоголик нуждается в возврате к здоровым иллюзиям

Задача терапии — вернуть пациенту представление о настоящем человеческом счастье

Всю жизнь человек строит планы, определяет цели, порой иллюзорные, стремится к их осуществлению. Ошибается, ищет пути выхода из затруднительных ситуаций, а потом строит новые планы. Психологи считают, что, пока человек способен конструировать иллюзии и вводить себя в заблуждение, он живет. Потеря этой способности приводит к заболеваниям и смерти. Алкоголизм уничтожает способность к достижению нового и затягивает в круг алкогольных иллюзий, из которых нет выхода.

Удовольствие от курения табака, употребления алкоголя, кайф от других наркотиков — это мир иллюзий, зависимых от перечисленных веществ людей. На самом деле все они вынуждены употреблять наркотики лишь для избавления от страданий и дискомфорта, возникающего при отсутствии в организме веществ, которые встроились в обменные процессы. Без них уже плохо. А на подсознательном уровне механизмы психологической защиты конструируют уже другие, «неправильные» иллюзии, которые объясняют необходимость принятия наркотических веществ: «надо расслабиться», «снять усталость», «взбодриться», «для активизации творческого процесса», «немного выпью и хватит», «последний раз — и все», «это моя единственная радость» (так говорят обычно женщины о курении табака) и так далее...

Таким вот образом находятся оправдания своему поведению, своей слабости и лени, своего бессилия. Человек — существо зависимое от многих факторов, например от воды и пищи. Всем известно чувство голода, жажды, инстинкт продолжения рода. Они заставляют активизироваться в их поисках. На социальном уровне это проявляется в получении образования, профессии, карьеры, денег, которые позволяют получить пищевые продукты, улучшить качество жизни.

Более высокие потребности — духовные, нравственные — должны быть подкреплены удовлетворением здоровых физиологических потребностей. Все это нормальные человеческие ценности, которые адекватно воспринимаются самим человеком и обществом. Иерархию потребностей можно представить в виде пирамиды, в основании которой лежат физиологические потребности и инстинкты, выше — социальные, а на самой вершине потребность в нравственном и духовном развитии.

Алкоголизм, так же как и другие виды наркомании, перестраивает иерархию потребностей. В первую очередь утрачиваются нравственные ценности, происходит примитивизация личности. Потребность в алкоголе становится доминирующей. Вслед за утратой потребности в духовном развитии снижается социальный статус, угасает инстинкт продолжения рода. Это отчетливо проявляется в профессиональных проблемах, охлаждении к семейным делам, детям. Угасают сексуальные инстинкты, которые могут активизироваться лишь под действием небольших доз алкоголя. Возникает половая слабость. Даже потребность в пище оттесняется на второй план потребностью в алкоголе.

Возникающие в состоянии опьянения алкогольные иллюзии подменяют мотивации достижения. Пьяному море по колено, он может горы свернуть. В то же время и сами алкоголики говорят: с утра выпил — и весь день свободен. Так человек постепенно скатывается к растительному существованию. При этом еще умудряется терроризировать своих ближайших родственников. Очень часто приходится наблюдать, как жена пьяницы становится главой семьи, обеспечивая материально детей и мужа. Она становится его спасительницей, когда тот попадает в различные неприятные ситуации из-за пьянства; нянчится с ним, как с ребенком. При этом вместо благодарности слышит оскорбления и ругательства.

Вот почему лечение больных алкоголизмом не может ограничиваться исключительно кодированием, введением лекарств, препятствующих употреблению алкоголя. Необходимо вернуть алкоголику нормальные потребности и представления о человеческих ценностях, про которые он забыл в своем пьянстве. Это требует времени и усилий не только от врача, но даже в большей степени от самого больного. Для получения удовольствия от жизни, от здоровой пищи, радости семейной жизни, в том числе и от сексуальной, потребуется не только психологическая коррекция, но и восстановление физиологических обменных процессов в организме. А делать это необходимо, так как, прекратив употребление алкоголя, он лишился возможности получать «халявное» удовольствие от наркотика, коим является алкоголь. Только так человек вновь научится планировать свою жизнь и будущее, пусть порой и иллюзорное, и будет стремиться к достижению поставленной цели.

Способы влияния на алкоголика

Семьи больных алкоголизмом, измученные ежедневным видом близкого человека, пытаются влиять любыми методами на пьющего, дабы остановить его пьянку, допуская при этом значительные ошибки, провоцирующие пьяницу на новые алкогольные куражи. Знание этих ошибок не гарантирует выздоровления, но значительно укорачивает путь больного к трезвости.

1. Человека нельзя дрессировать как собаку. Если необходимо отучить собаку брать, хотя бы и мясо, из чужих рук, можно намазать его горчицей, чем-либо еще и несколько раз давать пищу из других рук, тогда сформируется отрицательный рефлекс. Собака откажется брать пищу из чужих рук. Сколько ни корми алкоголика тетурамом, или эспералью, или корнем копытеня — если у него нет подспудного внутреннего желания трезвости, толку не будет.

2. Алкогольная анозогнозия приводит к отрицанию собственной болезни. Больной не воспринимает себя как алкоголика. Он вообще не чувствует себя больным. Он просто пьет, как все. Разрушить барьер алкогольной анозогнозии очень сложно. У неподготовленного человека на это могут уйти многие годы. Для быстрого разрыва такого нарушенного восприятия используется техника психотерапевтической интервенции и терапевтической конфронтации, позволяющая разом взорвать привычный круг восприятия больного. Эту методику можно освоить.

3. Те люди, которые больше всего заинтересованы в выздоровлении пациента — жены и матери, — часто являются созависимыми. Они сами из алкогольных семей, их бывшие мужья либо отцы — алкоголики или злостные курильщики, а возможно, имеют наркотический опыт. Они сами часто повторяют усвоенную в детстве модель дочери или жены алкоголика: всеми правдами и неправдами оберегать и спасать своего супруга от предстоящих пьянок; ругать его; настраивать, чтобы не пил; пинать под столом за лишнюю рюмку; не держать дома алкоголя; всех друзей подозревать в скрытом спаивании мужа и тайком выливать лишний алкоголь в раковину.

Слишком много примеров, когда девочка выбирает мужа по отцу, со всеми его «пьющими» недостатками, и органично продолжает усвоенную в детстве модель оберегания мужа-алкоголика. И еще много примеров, когда женщина бросает трезвого, непьющего мужа, уходя к алкоголику, потому, что она по объемности своей женской натуры хочет воевать за него, спасать и оберегать, а тут, с трезвым, ей делать нечего. Нет адреналина жизни. С одной стороны, она как бы борется за трезвость жизни мужа, с другой — с подсознательной ожидаемой радостью ждет его срыва. Она искренне любит его. Она ждет своего торжествующего часа. И как бы ненароком демонстрирует ожидание срыва. И когда, не дай Бог, такая беда происходит, она победно, торжествующе вещает: «Опять ты, козел, напился! Сколько раз я тебе говорила, не будешь ты человеком...» Наконец необходимая для собственного самоуважения в семье диспропорция восстановлена. Звучат литавры.

Задача отучения от алкоголя заключается как раз в обратном.

Близкий человек должен сам реально видеть и чувствовать на своей шкуре все последствия своего пьянства. Контролировать пьянство мужа или сына вам все равно не удастся. В этом отношении вы так же бессильны, как и он сам. Прекращайте нелепый контроль. Хватит строить свою семейную жизнь вокруг его пьянства. Хватит думать, что я буду делать или не делать, если он выпьет (или не выпьет). Нет! Вы будете делать все намеченное, т. е. осуществлять все свои планы при любом его состоянии. Ваша жизнь должна быть полной и идти своим чередом, ваши планы и цели должны осуществляться в оптимальном варианте.

Перестаньте нянчиться с ним как с маленьким ребенком, если, конечно, вы можете контролировать свой мощный материнский инстинкт. Откажитесь от «материнского вознаграждения» и от «счастья материнства» — от того, что вы его опекаете, словно малого ребенка. Уважьте его. Признайте в нем взрослого человека, способного отвечать за свою жизнь и свою судьбу. Нельзя манипулировать живыми людьми, можно только неодушевленными предметами. Все, что вы делали раньше, — это попытки манипулировать им. Позвольте ему отвечать за свое поведение перед Богом и обществом. И если пьянство — это грех, то, как говорил Иоанн Кронштадский, любите грешника, а не его грех.

Спасайте себя, живите своей, а не его жизнью. Это не призыв к эгоизму и жестокости, но разумная мера. Поймите, равнодушие и спокойствие — разные вещи. Верьте, что, как только вы научитесь направлять свою энергию на другие жизненные вещи, радоваться жизни, независимо от состояния вашего сына или мужа, у вас произойдет душевный рост, повысится самоуважение, ваш муж станет больше уважать вас и считаться с вами.

Помните, панацеи, как и чудодейственного лечения, от алкоголя нет, выздоровление становится все более индивидуальным. Воспользуйтесь специальной помощью поведенческих и когнитивных психотерапевтов. Они помогут вам разработать программу позитивных подкреплений трезвого образа жизни и устойчивости в абстиненции, но только при условии, если больной хочет сам измениться.

Сергей Соколовский, врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук

Метки:
baikalpress_id:  20 208