Приангарье и Якутию объединит дорога

Протяженность трассы составит почти три тысячи километров

Автомобильная дорога «Вилюй» пока существует лишь в границах Саха-Якутии. Ее выход к федеральной трассе М-53, проходящей по территории Иркутской области, был возможен только после передачи дороги в федеральную собственность. И 10 сентября, незадолго до отставки, уже бывший председатель Правительства России Михаил Фрадков подписал соответствующее постановление.

Этого решения ждали давно. Правительство Республики Саха (Якутия) и администрация Иркутской области были заинтересованы в скорейшем решении вопроса, ведь автомобильное сообщение между двумя субъектами не только позволит наладить прочные взаимоотношения в различных сферах, но и даст толчок к освоению отдаленных территорий, разработке нефтегазовых месторождений и, конечно же, решит многие проблемы, главная из которых — отсутствие связи с внешним миром у жителей отдельных населенных пунктов.

Инициатива строительства автодороги изначально принадлежала Республике Саха. В феврале нынешнего года между республикой и Иркутской областью было подписано соглашение, после чего субъекты активизировали совместную работу над реализацией проекта. Планы по строительству автодороги «Вилюй» существовали и раньше, поэтому в ОАО ИркутскгипродорНИИ накопилось уже несколько вариантов прохождения трассы. Последний привязан к маршруту нефтепровода (ВСТО).

По словам Александра Качина, регионального менеджера по Дальнему Востоку ОАО ИркутскгипродорНИИ, автодорога «Вилюй», находящаяся в границах Республики Саха, до сих пор имела территориальный статус и построить дорогу за счет территорий, пусть даже и двух, было нереально. Только передача дороги в федеральную собственность позволила бы осуществить проект, и наконец этот вопрос решился.

По предварительным подсчетам, на строительство дороги четвертой категории (гравийной) требовалось 73 миллиарда рублей, и губернатор Иркутской области Александр Тишанин вместе президентом Республики Саха Вячеславом Штыровым планировали привлечь к строительству заинтересованные в автодороге бизнес-структуры, такие как АК АЛРОСА, ООО ННГК Саханефтегаз и ООО Верхнечонскнефтегаз. Таким образом, федеральный бюджет должен был покрыть 20% от предполагаемой стоимости строительства. Но в свете последних событий ситуация изменилась.

Общая протяженности автодороги «Вилюй» составит 2779 километров, из них 716 километров будет проложено по территории Иркутской области. Последний вариант трассы Якутск — Вилюйск — Мирный — Ленск — Усть-Кут — Тулун, предложенный ОАО ИркутскгипродорНИИ, от Ленска идет через Пеледуй, Витим и Верхнемарково, приближаясь к ВСТО и нефтегазовым месторождениям.

Автодорогу «Вилюй» планируется построить к 2015 году, однако существует серьезная проблема: в дорогу необходимо превратить 700 километров зимника. Если строить обычными темпами, то в год можно прокладывать 100—200 километров дороги, а если ударными, то и все 300, но перед этим еще несколько лет уйдет на проектирование.

Сейчас строительство дороги завершено в Горном, Верхневилюйском, Нюрбинском, Сунтарском улусах Якутии. Обеспечен круглогодичный проезд от Мирного до Якутска. Всего с 2007-го по 2011 год на реконструкцию и дальнейшее строительство автодороги планируется направить до 8 миллиардов рублей и столько же на ее содержание. С 2012 года вложения сюда вырастут еще в два раза и составят до 2015 года более 16,5 миллиарда рублей.

Метки:
baikalpress_id:  8 119