Усть-ордынские школьники взяли от пионерии самое лучшее

В этом году усть-ордынская средняя школа № 2 отмечает свое 80-летие. Построенная методом народной стройки, она сразу закрепила за собой статус школы крестьянской молодежи. За все время своего существования она не раз проходила реорганизацию: из 11-летней превращалась в восьмилетнюю, затем снова вернулась на полное среднее обучение. Основной упор в школе сделан на эмоциональное и рациональное воспитание учащихся. Именно за этот вклад в развитие инновационной деятельности в прошлом году школа получила грант в размере 1 млн рублей в рамках национального проекта «Качественное образование».

Старшеклассники учатся в лицейских классах

Стены школы № 2 пестрят благодарными отзывами ее выпускников, написанными белой краской. Трехэтажное здание находится на главной улице поселка. Сюда каждый день стекаются сотни школьников со всех близлежащих улиц. Их количество никогда не опускалось ниже тысячи человек.

— В этом году мы идем с уменьшением. Сейчас у нас 1020 школьников, а раньше число учащихся достигало 1300—1400 человек, — говорит Августина Николаева, директор усть-ордынской школы № 2. — Отрадно то, что последние три года мы набираем по три первых класса, это 70—80 первоклашек.

Уже с начальных классов школьники учатся в классах с повышенным уровнем развития, плавно переходя затем в пролицейские классы, а после в лицейские. Как отмечают педагоги, такой способ получения знаний дает выпускникам в будущем возможность лучше ориентироваться в самостоятельной жизни и быть конкурентоспособными. Результаты такой программы уже дают о себе знать. Так, более 80 процентов выпускников учатся в вузах не только области, но и Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска и других городов.

С десятого класса старшеклассники переходят в многопрофильные лицейские классы, где по выбору занимаются углубленным изучением различных предметов. С этого времени также вводятся такие предметы, как логика, основы психологии, мировая художественная культура и литература. Для того чтобы школьники знали свои корни, обязательным предметом является и знание своего родного края: история и география УОБАО.

Обязательное обучение шахматам

Школа № 2 многонациональная, здесь учатся буряты, русские, татары, армяне и др. В рамках школьного эксперимента «Эмоциональное и рациональное воспитание учащихся в поликультурном пространстве школы» создан художественно-эстетический центр. В нем работает несколько студий, где дети получают развитие своих творческих способностей: изостудия, фольклорная, декоративно-прикладного искусства, хореографическая. Также в школе имеется свой народно-фольклорный ансамбль «Берегиня» и образцово-показательный ансамбль «Камертон».

Особое внимание в школе уделяется шахматам. Так, с первого по пятый класс шахматы — обязательный предмет. Этого времени достаточно для того, чтобы дети проверили свои способности и решили для себя, стоит ли продолжать шахматные занятия. Благодаря таким занятиям в школе есть и свои герои — чемпионы и призеры Всероссийского турнира по шахматам среди сельских спортсменов. Из года в год одна смена шахматистов замещает другую.

— Это заслуга нашего тренера Петра Иванова, он настоящий фанатик своего дела, — рассказывает директор школы. — Летом, когда все педагоги в отпуске, он работает, занимается с детьми. Сам выбивает деньги для поездок, никогда не пропускает ни одних соревнований.

Для детей шахматы — это приобретение опыта. Уже с 2—3-го класса малыши ездят на соревнования.

Сильна школа и в легкой атлетике — есть свои кандидаты в мастера спорта. Даже в дождь и в воскресные дни те ребята, кто занимается серьезно, вместе со своим преподавателем тренируются возле школы.

Педагоги поделились тем, что смогли приобрести на грант в миллион рублей, полученный за инновационную деятельность. По словам директора школы, в первую очередь это оснащение компьютерного класса — все, что необходимо для развития информационных технологий; учебные пособия для занятий по физике, химии, биологии; спортивный инвентарь, в числе которого новенький ноутбук для шахматного класса. Не обошли и такой предмет, как трудовое обучение: закупили оборудование для мастерских.

Детей учат работать на земле

В школе есть свой пришкольный участок, где наряду с цветами растут капуста, морковь, огурцы и др. Весь участок занимает 70 соток. Здесь есть как производственный отдел, так и экспериментальный. Тем не менее, по словам учителей, участка все же не хватает.

В будущем школа планирует взять землю в поле для посадки картофеля на питание в столовой и расширить уже имеющийся участок. Это позволит не только удешевить питание, но и даст возможность детям приобрести навыки труда.

— У нас некоторые ребята живут в благоустроенных квартирах и не имеют своего огорода. Но мы думаем, что уметь работать на земле они все же должны, у нас ведь сельская местность.

Самая большая пионерская дружина

Усть-Ордынская школа № 2 известна на всю область и тем, что здесь находится самая большая в области пионерская дружина.

— Из всех традиций пионерии мы взяли самые рациональные. Дети самосовершенствуются, стали организованными, — комментирует Августина Николаевна. — Весной был прием в пионеры, около 100 школьников проявили желание вступить в их ряды.

Как рассказала Людмила Абханова, руководитель пионерской дружины, в первое время жители скептически относились к пионерам. Затем, наблюдая, какую работу они проводят, стали относиться с уважением.

Среди многочисленных работ дружины проводятся такие акции, как «Не замерзнем вместе», когда пионеры собирают теплые вещи для малоимущих, «Помоги собраться в школу» и др., участвуют во всех мероприятиях. Есть в дружине и орлятские группы.

— У нас не октябрята, а орлята, — улыбается Людмила Владимировна. — Есть и комсомольцы, которые курируют маленьких. Этой зимой мы впервые для средних классов совместно с военкоматом и МЧС провели «Зарницу». Стараемся возродить давние традиции.

Цитата

Александр Тишанин, глава администрации Иркутской области:

«Второй год в Иркутской области реализуется приоритетный национальный проект «Образование», цель которого — ускорить модернизацию российского образования, достичь современного качества образования, адекватно меняющегося в соответствии с запросами общества и социально-экономическими условиями Иркутской области. Формирование интеллектуального потенциала, высокопрофессионального молодого кадрового резерва — гарант социально-экономической стабильности и роста Приангарья.

За это время 106 общеобразовательных учреждений региона, лидеров нового качества образования, активно внедряющих инновационные образовательные программы, получили государственную поддержку в размере миллиона рублей. Свыше 350 учителей за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование удостоены премии президента Российской Федерации. По итогам всероссийских и региональных олимпиад, конкурсов, смотров, соревнований премию президента Российской Федерации в 2006 году получил 71 учащийся образовательных учреждений. С 2007 года учителям и учащимся общеобразовательных учреждений установлены премии губернатора Иркутской области. В общеобразовательные учреждения в рамках приоритетного национального проекта за счет федерального, регионального и муниципальных бюджетов поступают оборудование для учебных кабинетов, интерактивные доски, компьютерные классы, осуществляется подключение образовательных учреждений к сети Интернет. В 2007 году приобретено и передано в сельские школы 47 автобусов».

Метки:
baikalpress_id:  8 066