Иркутянин восстановил рояль Чайковского

Отреставрированные инструменты Владимир Филатов продает иркутским ценителям

Иркутский настройщик роялей Владимир Филатов испытывает к этим солидным инструментам неподдельное уважение и особую страсть. Увидев потрепанный, ненужный хозяевам инструмент, он старается заполучить его на любых условиях и отреставрировать. На сегодняшний день у иркутского настройщика собралась довольно внушительная коллекция из 15 роялей, нуждающихся в его экстренной помощи. Большинство из них находится в разобранном виде в арендованном помещении в центре Иркутска, часть обитает в Ангарске.

История одного пианино

— Я, наверное, плохо действую на людей, но когда я начинаю беседовать с владельцами инструментов, они называют мне какие-то заоблачные цены, — говорит Владимир Филатов. — Хотя, возможно, еще вчера они собирались сплавить разваливающийся раритет хоть кому-нибудь.

— Однажды в одном из учреждений образования я приметил старенькое пианино, вижу, что разбирают его по частям, — продолжает настройщик. — Подхожу к ректору и говорю: «Пропадает у вас инструмент». А он говорит: «Мне за него машину предлагали», четко давая понять, что просто так он мне его не отдаст.

Ректор инструмент настройщику отдать пожалел, а потом за ненадобностью кому-то подарил.

— А много лет спустя меня нашла женщина, которой этот инструмент достался, и попросила, чтобы я его забрал.

Вещий сон

Служить искусству Владимиру Филатову было написано на роду. Его отец, будучи музыкантом, долгие годы дирижировал народным хором. И естественно, что Владимир с детства был приучен к хорошей музыке.

— Я был очень неравнодушен к классической музыке, — рассказывает про себя реставратор роялей. — По сей день люблю предметы старины, особенно фортепиано.

Тем не менее осознание того, что рояль — это и есть его судьба, к Владимиру пришло не сразу.

В свое время он учился на историка и философа в Томском государственном университете.

— Но даже тогда у меня загорались глаза, когда я видел в университете старинный рояль, — вспоминает настройщик. — В одной аудиторий стоял «Беккер», в другой — «Ратке».

А курсе на третьем Владимиру Филатову приснился странный сон, как оказалось — вещий.

— Снится мне сцена, а на ней куча роялей, они все такие разные! Я хожу между ними и удивляюсь каждому новому инструменту.

С тех пор прошло много лет, известный в Иркутске настройщик инструментов учился в аспирантуре, а все зря. Страсть к роялям пересилила.

Впрочем, историческое образование Владимиру Филатову все-таки пригодилось. Он на инструменты смотрит с точки зрения истории и, предпочитая день вчерашний современности, пытается восстановить старинные инструменты, давая им новую жизнь.

«Рояли нахожу по объявлениям...»

Инструменты Владимир Филатов находит в основном по объявлениям. Причем встречаются иногда экземпляры с той еще историей...

— Несколько лет назад мне сказали, что в обычной ангарской хрущевке стоит рояль, да к тому же концертный.

Настройщик в такую удачу не поверил и решил в этом убедиться, отправившись по указанному адресу.

— Рояль оказался не концертный, но все равно хорош. Меня его владельцы уверяли в том, что на нем когда-то играл Чайковский, — рассказывает настройщик. — Якобы их рояль стоял в петербургской консерватории в 1870-х годах и был подарен их бабушке в честь отличного окончания петроградской консерватории в 1917 году. Я поверил в эту историю только потому, что знал о практике вознаграждения консерваторией лучших своих учеников. Учитывая возраст инструмента, на нем вполне мог играть Чайковский, тем более что в те годы он был ректором консерватории.

История остальных инструментов покрыта мраком. Один был обнаружен в одной из квартир в Академгородке, другой привезли из дома по улице Гоголя. Еще один привезен из театрального училища. История его длинная, он долгие годы стоял в комиссионке, его пытались продать за 5 млн старыми деньгами, но покупателя не нашлось. Потом он долго стоял в гараже, никому не нужный.

— Мне их передавали только потому, что находились на распутье: затевали ремонт или собирались переезжать. А куда его денешь? — говорит настройщик.

Самый старый инструмент в коллекции Владимира Филатова — рояль «Маршалл», который был изготовлен в 20-х гг. XIX века, еще во времена великого Бетховена.

Владимир по роду своей деятельности пересмотрел огромное количество инструментов, он желанный гость на всех концертных площадках города, его регулярно приглашают в музыкальный и драматический театры, художественный музей. Настраивая инструменты к выступлению, он заводил знакомство с известными культурными деятелями, приезжающими в Иркутск. Самые заметные из них — композитор Евгений Дога и пианист Денис Мацуев.

Летом рояли лучше не трогать

На реставрацию одного инструмента у Владимира уходит год, а порой и больше. Инструмент приходится полностью разбирать и просматривать насквозь. Он вырезает из дерева новые детали и вставляет их на место отломанных, заделывает щели в деках, меняет клавиши, покрывая их слоновой костью. Покрывает инструмент лаком, да потом еще переживает, чтобы лак был тот самый, иначе инструмент будет ограничен в передаче звука.

Особое внимание настройщик уделяет струнам. Аккуратно их снимает, чистит и ставит обратно. Современные струны и в сравнение не идут со старыми, изготовленными из шведской стали, отличающимися неповторимым звучанием. Всю эту работу необходимо выполнять в определенное время года. Летом из-за большой влажности реставрационные работы лучше не начинать.

Сейчас в его мастерской стоит отреставрированный «Шредер» и уже несколько месяцев ждет своего покупателя.

— Приходили покупатели, смотрели, но думают пока. У нас ценителей хватает, не так давно госслужащий приобрел отреставрированный рояль. Продавая инструмент, я беру только стоимость реставрационных работ. Это в среднем более 50 тысяч. Люди понимают, насколько эта работа кропотливая, и обычно не торгуются.

Музей роялей мог бы стать местной диковинкой

Владимир Филатов, глядя порой на свое бесценное фортепианное имущество, в глубине души мечтает, чтобы его видели окружающие.

Так, несколько лет назад у него возникла задумка организовать музей фортепиано. Вроде как, в то время даже была достигнута в этом вопросе договоренность с отделом культуры. Ценитель старины Филатов даже подбирал помещение, где мог бы разместиться уникальный музей.

— Этот музей стал бы достопримечательностью Иркутска, планировалось, что он непременно будет включен в маршрут основных посещаемых туристами мест, — рассказывает мастер. — Я уверен, что такой музей был бы очень популярным местом, куда приходили бы не только ценители музыки. Экспонаты пользовались бы успехом и у людей, интересующихся историей родного края. Ведь практически все инструменты — местные, а это говорит о хорошей культурной среде Иркутска.

Прошли годы, но задумка, по ряду причин, осталась только задумкой. Однако Владимир Филатов окончательно от своей мечты не отказался. Может быть, когда-нибудь?

Метки:
baikalpress_id:  7 929