Бортпитание начиналось с буфетов на совесть

В службе авиационного сервиса ФГУП «Аэропорт Иркутск», занимающейся производством бортового питания, работа не прекращается ни на минуту: бортпитание должно быть свежим, а значит, приготовить его необходимо непосредственно перед вылетом воздушного судна.

В настоящее время САС готовит бортпитание более чем для 22 авиакомпаний, и у каждой из них свое меню. Хотя выбор горячих блюд, подаваемых в самолетах, невелик — мясо, рыба или курица, — каждая авиакомпания старается отличиться. К примеру для S7 Airlines («Сибирь») обязательно готовят рыбу пангасиус, или морской язык. А вот авиакомпания «Ангара» единственная из всех заказывает плов.

Для спецрейсов САС может приготовить любое меню в зависимости от запросов клиентов. Кроме того, при покупке авиабилета любой пассажир может высказать свои пожелания по питанию, и служба авиационного сервиса Иркутского аэропорта их обязательно выполнит — приготовит вегетарианские блюда, постную пищу, диетпитание по медицинским показаниям, а также питание детское и даже для младенцев.

Питаться в небе люди начали в самолетах ЮГ-1

Иркутскому цеху бортового питания скоро исполнится сорок лет. Однако первые обеды в самолетах начали подавать гораздо раньше 1968 года — даты рождения цеха. По воспоминаниям Михаила Вышинского, бортмеханика, работавшего в аэропорту в 30-е годы, питаться в небе люди начали в самолетах ЮГ-1, и первые небесные столовые назывались «буфеты на совесть».

Суть таких буфетов была истинно коммунистической: пассажир брал в буфете что хотел, смотрел, сколько это все стоит по прейскуранту, и оставлял столько денег, сколько ему позволяла совесть. После подсчетов недостача ни разу ни обнаруживалась, и даже напротив — наблюдались излишки.

Необходимость в приготовлении полноценных обедов для пассажиров воздушных судов в Иркутске впервые возникла в 1959 году, когда в столицу Восточной Сибири начал совершать регулярные рейсы реактивный самолет Ту-104. Горячие блюда сначала готовили на кухне ресторана «Аэропорт», а затем выстроили специальный цех, который существует и по сей день.

За все время существования цеха в нем было произведено и упаковано свыше 30 миллионов порций бортового питания. Количество рационов, производимых в день, неуклонно растет — как в связи с увеличением пассажиропотока, так и в связи с тем, что некоторые авиакомпании, попытавшись сотрудничать с другими цехами, все-таки остановили свой выбор на службе авиационного сервиса предприятия «Аэропорт Иркутск».

Начальник САС Сергей Егорычев рассказал, что в 2000-м году служба производила 1030 рационов в день, в 2005 году — 2100, а в настоящее время в районе трех с половиной тысяч.

Ольга Богомягкова, заведующая производством САС, работает в цехе бортпитания уже более 30 лет. Когда она в 70-е годы пришла в цех, для пассажиров готовили довольно однообразное меню: консервы (сайра или шпроты) в банках, курица вареная, хлеб, масло, яйцо, коржик, напиток типа «Буратино».

В последние годы поварам службы приходится применять на практике все свое поварское искусство, ведь у каждой авиакомпании отдельное меню. К примеру для пассажиров S7 Airlines необходимо готовить макароны балоньез, мясо в специях, рыбу пангасиус с картофелем фри. Для пассажиров, летающих бизнес-классом той же авиакомпании, готовят мясо по-французски, блины, грудки оригинальные или форель.

Некоторые авиакомпании предлагают пассажирам двухразовое питание, и служба авиационного сервиса готовит для них сразу по два рациона — один ланч-бокс с горячим питанием, а второй с выпечкой, йогуртом и чаем. Стоимость одного рациона в эконом-классе составляет 250—300 рублей, в бизнесе-классе — 500—600.

Пилотам запрещено есть горох

Совершенно иные наборы бортпитания служба авиационного сервиса готовит для экипажей воздушных судов. Согласно санитарным правилам, из рациона членов экипажа необходимо исключать продукты, богатые клетчаткой, которые могут вызывать брожение и неприятные явления во время полета. Таким образом, членам экипажа нельзя есть горох, кукурузу, репу, дыню, арбуз, абрикосы, сливы, грибы, капусту, огурцы соленые. Кроме того, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний в рацион членов экипажа запрещается включать мясные изделия из фарша, соусы, паштеты, колбасы, пирожные с кремом, компоты и некоторые другие продукты.

Порой цеху бортпитания приходится работать в авральном режиме — во время последней авиакатастрофы (в июле прошлого года) цех в срочном порядке готовил питание для спасателей и родственников погибших пассажиров.

Случается также, что цех получает заказы на производство питания не от авиакомпаний, а от... железной дороги. Поварам САС приходилось готовить «летную» еду для пассажиров, путешествующих по Кругобайкальской железной дороге, а также снабжать готовыми завтраками школьников, сдающих экзамены.

Метки:
Загрузка...