Голуметь - село сорока восьми купцов

В свое время через село проходили торговые пути в Монголию

Село Голуметь Черемховского района за всю свою долгую историю пережило немало событий и изменений. Издавна оно считалось одним из самых зажиточных поселений не только в округе, но и во всей губернии. Именно здесь некогда проживали 48 купцов, половину из которых составляли купцы I гильдии. У каждого из них был свой завод или фабрика. В селе об их зажиточности говорили двухэтажные дома. Сейчас единственным напоминанием о том времени остались только архивные данные да уцелевшие дома двух купцов, в одном из которых обосновался магазин, другой же остался заброшенным.

Голуметь хранит три легенды

Свое рождение Голуметь ведет с конца XVII века - такой вывод был сделан на основании карт, составленных Семеном Ремезовым. Также есть сведения, что село было основано еще раньше, в 1548 году. Как отметила Людмила Яковлева, заведующая библиотекой, существует три легенды об образовании села и происхождении его названия.

Так, согласно преданию, в этих местах когда-то жило богатое племя бурят, которые имели много земель. По ним пробегали полноводные реки Белая и Иретка. В них водилось очень много рыбы: таймени, сиги, хариусы. Тем не менее буряты ели рыбу редко, так как нечем было ее ловить.

Однажды, проезжая на конях мимо реки, увидели они избушку, а возле нее русского мужика, который что-то варил на костре. Разозлились буряты: "Как смеешь ты без нашего ведома, разрешения селиться на нашей земле?" Мужик поклонился им и пригласил отведать ушицы, достал речную рыбу, соленого сига, тайменей. Стали буряты есть и удивляются, как это русский мужик один наловил рыбы больше, чем они всем племенем. Мужик улыбнулся, повел к реке и стал вытягивать сеть, а там рыбы видимо-невидимо. Удивились буряты и предложили продать сеть и еще сделать им много новых. Мужик согласился, но с тем условием, что поселится на их земле навечно. Буряты согласились. Так и возникла Голуметь, поскольку "гульма" в переводе с бурятского означает "сеть".

В селе останавливались монгольские купцы

Село Голуметь было купеческим. Здесь были и пивовары, и торговцы. С тех пор как через Голуметь стал проходить монгольский путь, в селении появился так называемый перевалочный пункт в торговле с Монголией. Монгольские купцы по пути на Усольский солеваренный завод останавливались в Голумети и здесь же обменивались товаром с местными купцами: меняли кожу, ткани на соль и мыло.

К концу XVIII века Голуметь представляла собой богатое село. Практически все купцы, которые жили в Голумети, имели свои лавки в Иркутске, завозили товар в село и продавали их местному населению и монгольским купцам. В годы Октябрьской революции и Гражданской войны село стало центром восстания против большевистской власти. Сейчас как напоминание о некогда зажиточном селе остались два купеческих дома, в одном из них располагается магазин, а другой стоит заброшенным.

Бассейн для взрослых и детей

На сегодняшний день Голуметь представляет собой довольно большое село, численность населения достигает более двух тысяч человек. Несмотря на это, всем работы не хватает.

- Здесь раньше был совхоз "Голуметский": ферма, пахотные земли, лесозаготовительный участок, зверопромхоз, где занимались пушниной, заготовкой ягод, грибов, орехов. Помните, в подарочных упаковках продавались орехи? Так вот это наши и были, - перечисляет Наталья Кулакова, жительница села. - Также люди работали в пошивочном цехе, на маслозаводе. Была своя парикмахерская, прачечная, баня. Уже шесть лет, как местная пекарня стала частной. Хлеб пекут на всю деревню и из соседней пекарни еще привозят.

В Голумети есть своя больница, полная средняя школа, два детских сада, Дом культуры "Сибирь", пятнадцать частных магазинов, пара крестьянско-фермерских хозяйств.

В прошлом году в Голумети открылся спортивный комплекс, главной достопримечательностью которого является бассейн. Соорудили его в том месте, где до этого находилась прачечная.

- К нам из Черемхово даже приезжают поплавать. Звонят, договариваются о времени. Ходят и взрослые, и школьники. Есть женские и мужские дни, по выходным баня. Также в комплексе есть все виды тренажеров на различные группы мышц. Вокруг комплекса прокладываем лыжню, - рассказывают местные жители.

Школьники выращивают лекарственные растения

В местной школе обучается чуть более трехсот человек, небольшая часть детей приезжает из соседней деревни Баталаева. В этом году школу осчастливили новеньким автобусом. Ученики уже выезжали на нем на Байкал и в ЦПКиО Иркутска.

- До этого был совсем старенький автобус, ездил только на энтузиазме нашего водителя, - говорит Наталья Кулакова, учитель истории. - Водитель у нас замечательный, если бы не он, автобус давно списали бы и ездить было бы не на чем.

Рядом со школой располагается пришкольный участок, где ребята сами выращивают овощи, все лето ухаживают за ними. Здесь есть территория и для самых маленьких, и для больших. Самое первое, что бросается в глаза, - большие участки, засаженные капустой и морковью.

- У нас здесь есть и лекарственные растения. Вот растет мята, овес, ягода, лопух, все полезное для организма, у каждого свои лечебные свойства, - комментирует Наталья Леонтьевна.

В школе уже закончили ремонт, у учителей остались считанные деньки отпуска. Меньше чем через месяц начнется новый учебный год. Из преподавательского состава школе не хватает учителей физики и английского языка, молодежь предпочитает оседать в городе.

Учителя отмечают, что дети в школе талантливые, увлекаются самыми разными предметами. Есть победители и призеры районных школьных олимпиад. Многие интересуются политикой и правом.

Церковь была в хламе и навозе

Почти в самом центре села идет реконструкция местной церкви. Работы еще достаточно много, но по сравнению с тем, что представляла собой церковь несколько лет назад, изменения налицо.

- Я приехал сюда шесть лет назад, здесь вообще было почти пустое место. Первое время искал, где бы переночевать, затем уже сняли домишко. Со всех сторон окружали только пьющие люди, к возрождению церкви они относились утопически, - рассказывает отец Дмитрий, настоятель церковного прихода села.

Реставрировать храм начали три года назад, до этого все силы ушли на то, чтобы очистить его и убрать из церкви навоз.

- Храм был осквернен, здесь навоза было по колено, хлам разный лежал, коровы бродили, на крыше уже росла трава. Начали немного приводить место в порядок, потянулись люди.

Уже можно предположить, как будет выглядеть храм. Сейчас это самое высокое здание в Голумети, его высота достигает 27 метров. По словам матушки Анны, это уже третий храм по счету.

- До этого было два деревянных, оба сгорели. После этого было решено построить каменный храм. Отец Фортунатто тридцать лет собирал деньги на строительство храма. В 1910 году началось строительство, и за четыре года он был возведен и освящен, - рассказывает матушка Анна. - Вообще Голуметь стоит на подземных озерах, поэтому такое строение было очень трудно возводить. Он выполнен в русско-византийском стиле, как некогда храм Казанской Божией Матери в Иркутске.

Во время революции сюда привели военнопленных и расстреляли вместе со священником. Сейчас, во время проведения ремонтных работ, при раскопках рабочие нашли очень много костей, которые разбросаны повсюду. В 1935 году храм закрыли, его пытались взорвать. Когда закончится реконструкция храма, сказать пока сложно. Как будет угодно Богу, отметил отец Дмитрий.

Икона вернулась после 70 лет изгнания

Три года назад в родной храм вернулась икона святителя Николая Чудотворца. 70 лет она находилась в изгнании, после чего на родину ее вернул Леонид Харитонов, член центрального совета движения "Россия православная", певец.

В 1934 году, когда громили церковь, тетя Леонида Михайловича, Марфа Иванова, смогла спасти несколько икон, в числе которых была икона Николая Чудотворца. Долгие года она хранилась у нее в амбаре. Однажды сын Марфы Ивановны Виктор увидел ее и хотел приспособить для стола. Не получилось. После этого он бросил ее в сенях под ноги, ликом вниз, а сверху накрыл грязной тряпкой, о которую затем все вытирали ноги.

- Тетя не знала, что она там находится, а когда случайно увидела, упала в обморок, - рассказывает Леонид Михайлович. - Виктор потом умер от рака, очень долго мучился. В 1974 году моя мама поехала навестить тетю, и та рассказала эту историю. Затем икону привезли в Москву. Конечно, она была в ужасном состоянии: не было полщеки, руки с книгой, шеи. Я просто ужаснулся. Собрал художников, чтобы решить, что делать.

После долгих реставрационных работ иконе все же вернули прежний лик, она была перевезена на родину.

Еще один образ Николая Чудотворца был привезен иркутянами, которые выкупили ее в антикварной лавке. После того как они заметили сзади надпись, из какой она церкви, решили вернуть ее на родину.

- Мои родные до сих пор тоскуют по иконе, - говорит Леонид Михайлович. - Когда еду сюда, в храм, просят, чтобы привет передал от них Николаю Чудотворцу.

Метки:
baikalpress_id:  20 151