Трейсеры не признают шлемов, наколенников и страховки

Экстремальное молодежное движение существует в Иркутске уже пять лет

Они не ходят, а буквально летают. Их дорога - полоса препятствий. Примерно 20 лет назад впервые появившись во Франции, сегодня они нашли миллионы единомышленников по всему миру. А культовый режиссер Люк Бессон, провозгласив их новыми ниндзя, в 2001 году снял фильм "Ямакаси", который и лег в основу всемирной истерии по паркуру. Собственно, о нем и поговорим.

Нет границ, есть только препятствия

Паркур - это искусство передвижения. Тех, кто занимается паркуром, называют трейсерами. Чем отличается их способ передвижения от маршрута обычного человека? Одним азбучным правилом, которое знает каждый трейсер: "Нет границ, есть только препятствия. Препятствия можно преодолеть".

И отсюда вся трейсеровская философия: не надо примитивно спускаться по лестнице, если можно сразу перепрыгнуть через все ступени. Не стоит обходить заграждение - лучше через него перелезть. Зачем подниматься на лифте, если можно залезть по балконам, выступам на стене или спуститься с крыши на веревке. Деревья, стены, крыши - обыкновенные препятствия трейсера. Основное здесь - умение быстрее других оказаться в определенной точке города. Поэтому скорость реакции, способность оценивать обстановку и свои возможности крайне важны.

Кроме того, все элементы трейсер должен выполнять без страховки. Иначе нельзя, ведь паркур - это искусство передвижения в условиях улицы. А собираясь на прогулку, вряд ли кто-то берет с собой средства защиты и подстраховки. Если, конечно, променад не предполагает опасности. Поэтому в паркуре не должно быть никаких шлемов, наколенников-налокотников, и, естественно, все исполняется без дублеров.

На тренировке

Паркур отрицает какой-либо состязательный элемент. За свою более чем 5 летнюю историю в Иркутске был проведен только один фестиваль - паркур-only. И тот собрал только три команды. Из последних новостей - 28 июля в Москве состоится первый крупный паркур-фестиваль. На него съедутся трейсеры со всех концов России. Туда, кстати, и поедет Гена-Weid, один из участников иркутской команды трейсеров Elimination.

Несмотря на повальное вербование молодежи в ряды трейсеров, паркур пока что остается на правах уличной культуры. У большинства тренировки проходят на дворовом уровне. Желающие объединяются в команды и начинают осваивать это непростое дело. Тут никого не заставляют насильно заниматься. Хочешь - учись. Не хочешь - уходи. Но, по словам Гены, в команде гораздо удобней и безопасней. Когда подстрахуют, а когда до ближайшего травмпункта доведут.

Для трейсеров весь город - это тренировочная база. Перила, парапеты, турники - в их полном распоряжении. Иркутских трейсеров можно встретить в районе загса на ул. Декабрьских Событий, около стадиона "Труд", на остановке "Райсовет", в микрорайоне Университетском, около кинотеатра "Баргузин" - в общем, по всему городу.

- Лучше тренироваться в разных районах, - говорит Гена. - Нет смысла месяцами отрабатывать одно и то же в одном и том же месте. Так ничему не научишься. Все элементы можно поделить на две группы: ваулты от фр. vaults - прыжки, и флипы - элементы акробатики. Ваулты нужны для быстрого перемещения, флипы - для зрелищности.

В качестве обучающих пособий трейсеры используют видеоролики, демонстрирующие элементы паркура. Таким способом они перенимают опыт более продвинутых коллег по цеху.

Другой метод в паркуре - обучать друг друга на тренировках, делиться собственными знаниями, которые, как правило, появляются путем проб и ошибок, синяков и вывихов.

Однако если народа на тренировке собралось много - тоже ничего хорошего. Для такого времяпрепровождения даже есть общепринятый термин - ватокатство. Никто ничего не делает, плодотворных занятий не получается. Все катают вату!

Паркур в городе

Больше всех повезло западным трейсерам. Ничего удивительного, паркур пришел именно оттуда - из Франции. Первыми в мире трейсерами оказались галльские подростки Дэвид Белль и Себастьян Фукан. В Европе трейсеровской фантазии есть простор для размаха. К примеру, там расстояние между домами не такое большое, как у нас. Поэтому западные трейсеры могут позволить себе не только банальные прыжки с турника на турник, в их распоряжении еще и крыши домов. В стране с нашими масштабами и мечтать об этом глупо.

- Поэтому там даже взрослые дядьки занимаются паркуром, - говорит Гена. - У нас же называют это движение ребячеством.

Ребячество это или же нет, судите сами. Допустим, необходимо срочно куда-то идти, а найти ключи от квартиры не получается, и дома, как назло, тоже никого нет. Что делать? Наверное, самым сумасшедшим выходом кажется прыгнуть из окна, даже если живешь на втором этаже. Однако Гена сделал именно так. И наверняка на его месте так поступил бы каждый трейсер.

- Я живу на третьем этаже. Надо было срочно бежать на тренировку. Вот и прыгнул на гараж под окнами. Слава Богу, удачно. Немного нога поныла и все.

Травмпункты и милиция

Только трейсеры знают, чего стоят их достижения. Каждому выходу в свет предшествуют долгие и упорные тренировки. Без техники и опыта новичок ничего не сможет сделать. Хотя хочется всего и сразу. В последнее время желающих как можно раньше выполнять сложные элементы становится все больше. И в лучшем случае таковых ждет вывих ноги, руки. Однако бывают даже летальные исходы. Это привело к тому, что в некоторых городах России паркур вообще запретили.

- Никто не застрахован от травм, - рассказывает Гена. - Что и говорить, если даже трейсеры со стажем ломают руки-ноги. Однако чаще в печальном исходе тренировок виноват сам трейсер, который, скорее всего, не рассчитал своих сил. Всем трюкам должны предшествовать тренировки. Причем никогда не стоит работать на пределе...

Кроме того, живя по таким правилам, трейсеры порой вынуждены сталкиваться не только с персоналом травмпункта, но и со служителями порядка.

- Мы часто забираемся на прожекторы, жилые дома - за такое по голове не гладят, - говорит Гена. - А однажды даже пришлось в участке отсидеть, когда лазили на ИрГУПС.

Но ни травмпункт, ни замечания служителей порядка не лишают паркур привлекательности. Каким бы он экстремальным ни казался старшему поколению, молодежи в нем меньше от этого не становится.

Кстати

Слово "паркур" переводится с французского как "дистанция", "полоса препятствий". Термин пришел из конного спорта. Так называют соревнования, где лошадь должна преодолеть трассу, усложненную всевозможными препятствиями.

Словарь

Drop - прыжок сверху вниз с приземлением на ноги.

Parkour roll - кувырок через плечо, выполняемый при приземлении после прыжков с больших высот. Аналогичен используемому в боевых искусствах.

Monkey - прыжок через препятствие с опорой на руки и пронесением ног между руками.

Cat leap - прыжок на стену с принятием хвата руками сверху и упором стоп в стену при согнутых коленях.

Метки:
baikalpress_id:  7 677