Баяндаевские белорусы хранят традиции предков

Тургеневка получила свое название от классика русской литературы

Первыми жителями деревни Тургеневки, расположенной в Баяндаевском районе, были белорусские переселенцы. Прибывшие в начале прошлого века, они организовали деревню по образу и подобию белорусских хуторов. Однако нынешняя Тургеневка уже мало отличается от своих соседей — русских деревень и бурятских улусов: похожие дома, одинаковое ведение домашнего хозяйства. Разве что жителей Тургеневки до сих пор отличают аккуратность, приветливость и трудолюбие. О корнях местных жителей напоминает и музей, где собраны старинные атрибуты жизни белорусов, а в одной из комнат по всем установленным традициям и правилам расположилась белорусская горница.

До места добирались на волах в течение трех лет

Тургеневка образовалась в 1906 году, во времена Столыпинской реформы. Именно тогда белорусы покинули свои земли и решили попытать счастья на чужбине. В Иркутском земстве, куда они прибыли, им предложили три района для освоения: Куйтунский, Балаганский и Баяндаевский уезды. В последнем для жительства предложили десять участков.

Земские начальники были образованными людьми, и, возможно, поэтому, а также из любви к великим русским писателям часть деревень стала носить характерные названия: Тургеневка, Толстовка и т.д. Другие деревни получили имя первых поселенцев — Васильевка, Лидинск, Даниловское и другие.

Переселенцы были выходцами из Пружанского уезда Гродненской губернии Белоруссии. Добирались на чужбину белорусы и на поезде, и на волах. Правда, на втором средстве передвижения им приходилось ехать три года. С собой запасливые переселенцы везли весь домашний скарб, хозяйственный инвентарь. Единственное, что приобрели уже на месте дальнейшего жительства, — скот, поскольку отправляться с ним в дальний путь был накладно.

В первое время жили в землянках. Уже на месте поселенцы вырубали лес, выкорчевывали пни, распахивали земли. Главными занятиями стали земледелие и разведение скота. До сих пор с момента застройки деревни здесь только две улицы, правда названия поменялись, сейчас это Школьная и Советская. Примечательно было то, что улицы были всегда широкие, через каждые шесть домов переулок, в палисадниках обязательно присутствовала рябина.

Гектар картошки для каждой семьи

Сейчас население Тургеневки насчитывает шестьсот человек, есть своя полная средняя школа, детский сад, библиотека, Дом культуры, ФАП. Как правило, в предприятиях бюджетной сферы работают женщины, мужчины заняты на лесоделянах заготовкой и переработкой древесины. Несколько человек работают в районном центре, который расположен в десяти километрах от деревни. В основном население перешло на личное подсобное хозяйство. «Словно в Средневековье вернулись», — смеются жители.

Некогда здесь процветал колхоз имени Чапаева, в свое время это был колхоз-миллионник. До сих пор при въезде в Тургеневку через дорогу перекинута металлическая конструкция с названием колхоза, правда уже проржавевшая от времени.

Долгое время, с момента поселения в Тургеневке, белорусы продолжали сеять и обрабатывать лен, ткать из него вещи. Работы было невпроворот: лен нужно было сеять, полоть, составлять в снопы, трепать, мять и др. После войны жители продолжали сеять лен, затем постепенно это занятие себя изжило: молодое поколение предпочитало покупать уже готовое изделие.

До 50-х годов трудолюбивые белорусы сажали по гектару картофеля на каждую семью и копали до самого позднего октября. В огородах отводили место и для небольших покосов. Как отмечают в Тургеневке, коренное население всегда отличали аккуратность и трудолюбие. Так, каждый старался друг перед другом выделиться, показать, что у него чище двор, быстрее посажен огород, аккуратно и ровно сложена поленница дров. До сих пор дети соблюдают традицию, стараются, чтобы всегда в доме было чисто прибрано, во дворе царил порядок.

Три учебных кабинета в одном

Самую первую школу в Тургеневке построили в 1913 году, ее окружал лес. По словам жителей, во двор школы постоянно забегали зайцы, косули. Сейчас в Тургеневской школе обучается 95 школьников. Сама школа разделена на два корпуса, в одном учатся только младшеклассники, в другом, который соседствует с детским садом, — старшие классы. Сейчас здесь полным ходом идет ремонт. По словам Тамары Мыльниковой, учителя истории, школа горела дважды.

— У нас один большой корпус сгорел с пристройкой, там размещались шесть классов, спальня, игровая комната, — рассказывает Тамара Михайловна. — Сейчас на этом месте котлован, когда-то планировали начать постройку нового корпуса, составили проектно-сметную документацию, и на этом все остановилось. А котлован так и стоит до сих пор.

В младших классах практически завершен ремонт, идут преобразования в старших. Некогда все здание принадлежало детскому саду, в 1992 году после пожара здесь расселили старшие классы. Игровые комнаты переделали под два-три кабинета.

— Вот здесь кабинет истории, — показывает Тамара Мыльникова. — Сразу в нем двери еще двух кабинетов — математики и физики; когда мы проводим урок, гул стоит из всех дверей. Мы стараемся говорить вполголоса, чтобы голоса не сливались и школьники не путали, какой предмет слушать. Дети уже привыкли, прислушиваются.

Как отмечают учителя, деревне нужна нормальная, хорошая школа, поскольку она цементирует и скрепляет людей.

На Рождество задабривают козу

Самыми живописными и красочными праздниками в Тургеневке являются Масленица, которая именуется здесь «Гуканье весны», и Иван Купала.

— В день Ивана Купала мы организовываем театральное представление: девушки в белом одеянии поют песни, плетут венки. В полночь парами ходят, ищут папоротник, который мы заранее прячем в лесу. Та пара, которая раньше найдет, будет счастлива весь год, — рассказывает Любовь Парфенова, директор Дома культуры. — Также празднующие прыгают через костер и таким образом изгоняют злых духов. Причем не только молодые люди, но и все жители прыгают.

На Масленицу главным символом является яичница. Для того чтобы встретить весну и для хорошего урожайного года нужно обязательно ее попробовать в этот день.

— На Рождество у нас ходит по хатам коляда, как в старые времена, поют на исконно белорусском языке, одного из людей наряжают козой. О ней даже в песне поется. Пока она не удовлетворится угощением, из дома не уйдет, а это необходимо, иначе в доме случится беда. С помощью козы коляда и собирает угощение.

Вареники — традиционное блюдо

Как призналась Любовь Ильинична, люди сейчас все больше русеют, забывают исконные традиции, мало кто говорит на белорусском языке. Несмотря на это, в Тургеневке есть свой взрослый белорусский хор «Варенички» и хор маленьких «Рушничок». Костюмы для выступлений артисты готовят сами. Гостей традиционно встречают не хлебом-солью, а варениками — традиционным блюдом.

Некоторые обычаи помнят в Тургеневке и до сих пор. Так, по-особому отличалась белорусская свадьба. Она всегда проходила на два дома: жених гулял со своей родней в своем, невеста — в своем. Вечером жених ехал за невестой, после чего уже все старые и новые родственники гуляли вместе. Невеста, как правило, была одета в темную юбку, светлую рубашку, на голове венок с лентами. Цветки от венка окунали в горячем воске, чтобы они приобретали красивый вид, прикрепляли к ободку венка. Сзади привязывали много атласных ленточек 20—30 самых разных цветов. Со свадьбой молодые не торопились, по правилам нужно было подружить два-три года.

В музее — белорусская горница

Одно из самых приметных мест Тургеневки — ее музей. Построенное между двумя уже достаточно старыми домами, новое деревянное строение сразу притягивает свое внимание. По словам директора музея, когда здание построили, казалось, что оно достаточно просторное и большое, сейчас для всех экспонатов не хватает места.

В музее сочетаются принадлежности исконно белорусского быта и русского крестьянского. На веранде расположился собранный ткацкий станок, на полках — кроме различных горшков, чайников, утюжков, есть липовое лыко, из которого плели лапти, севало, использующее для посева семян льна, шуянка соломенная — в ней хранили крупы, зерно, муку и другие.

Отдельные стенды посвящены участникам Великой Отечественной войны и почетным работникам колхоза имени Чапаева. По словам Тамары Мыльниковой, один из ветеранов награжден медалью Ушакова, которых всего было выпущено десять тысяч по Советскому Союзу. Награда досталась ветерану за потопление двух вражеских подводных лодок.

Здесь же есть тетради фронтовой поры, письма солдат, ордена, медали. В самой дальней комнате музея располагается белорусская горница.

— Я ходила по деревне, спрашивала, как жили, что где должно находиться, расположение вещей. Например, образа должны быть на восток, на кроватях должны быть подзорники — простыни с кружевом. Люди берегут, долго хранят старинные вещи: у нас есть покрывало 50—60-х годов, на нем даже краска не полиняла, вышивки 40-х годов.

Некоторые музейные экспонаты, которые представляют традиции белорусского народа, находятся сейчас в Иркутске.

Загрузка...